18+
  • Город
  • Город
Город

Поделиться:

Эксперимент: как без денег проехать от Петербурга до Лиссабона (34 города и 10 стран!)

24-летний Максим Махмудов выехал из Петербурга без денег и с 83 открытками – их он менял на деньги и еду. За 23 дня путешественник проехал 34 города и 10 стран и добрался до мыса Рока. «Собака.ru» он рассказал, зачем променял комфорт на экстремальные условия и ночевку под открытым небом.

Первые путешествия

Это путешествие у меня не первое. До этого я проехал 27 стран и параллельно работал в таможенном брокере, занимался импортом. Был обычным офисным планктоном, но в какой-то момент перешел на удаленную работу, которая позволяла свободно путешествовать. Также какое-то время я работал монтажником в музее «Прорыв». Но где-то в мае я понял, что не хочу сидеть в офисе – мне кажется, что до этого я занимался полной ерундой.

Я отказался от того, к чему стремятся обычные люди: квартиры, стабильной жизни, мне не близки цели «накопить» или «купить». Понял, что много проблем создает бытовуха: деньги, карьера и прочее. Я понимаю, что для многих людей это важно и, возможно, однажды, я к этому приду, но сейчас, в 24 года, я проживаю свою молодость.

У меня была мечта посмотреть мир, и в 2014 году я первый раз отправился в двухнедельное автомобильное путешествие по Европе с другом – побывали в десяти странах, а в следующем году я проехал все Балканы.

Потом у меня была пауза около года. Думал, вот она — нормальная жизнь: работа, отношения, а потом улетел на три недели в Таиланд и осознал, как горю путешествиями. Продолжил жить в обычном ритме, но мысль о том, что это все не мое, сидела в голове.

Что такое travel for change

Я стал интересоваться автостопом, и мне и пришла в голову идея сделать проект travel for change, и менять открытки из Петербурга на все, что будет необходимо. Без денег, с 83 открытками я отправился в путешествие. На карте у меня было 900 рублей – всю сумму я потратил на оплату БлаБлаКара до Вильнюса и в Литве в восемь утра оказался с нулем в кармане.

Тогда же я столкнулся с первой и единственной проблемой при переходе границы: во время досмотра у нашего водителя нашли пакет, который его попросила передать знакомая. Он был плотно запечатан и никто не знал, что в нем. Таможенник вскрыл его ножом, и оттуда выпала куча евро. Мы все замерли и молча смотрели друг на друга, не зная, что делать. Я уже подумал, что все, закончилась моя классная поездка. А потом разглядели, что деньги сувенирные – их передали на свадьбу, так что нас быстро отпустили.

Сначала я не осознавал всю жесткость ситуации, в которую загнал себя, был воодушевлен. Я тогда еще был чистый, выбритый и подстриженный, и пребывал в уверенности, что легко и быстро и доеду до Лиссабона. Всего четырьмя машинами я к концу того же дня добрался до Варшавы. На границе познакомился с парнем, который оказался владельцем табачной компании – мы поболтали, и он угостил меня ужином и пивом в ресторане, а ночь я провел в доме пары, которую встретил в Польше.

Добравшись до Германии в авто-доме (всегда мечтал на таком покататься!), написал в группу «Русские в Берлине», и меня приютила русская женщина лет 40 – было удивительно, что человек, которому я час назад написал «ВКонтакте», пригласил меня к себе, вел себя дружелюбно и открыто.

Как обменять открытку на 20 евро

По дороге в Ганновер я познакомился с двумя автостопщиками из Киева – у одного из них украли кошелек, так что мы были примерно в одинаковых ситуациях. Путешествие мы продолжили вместе, а спасали нас мои открытки. В Ганновере буквально за полчаса мы заработали почти 30 евро – подходили к прохожим, объясняли, что у нас есть такой проект, предлагали поменяться на что угодно. Люди протягивали пять евро и спрашивали: «Этого достаточно?» Хотя мы говорили, что можно дать хоть 10 центов, мы все равно будем рады. В итоге за одну открытку нам дали 20 евро. Там же мне первый раз хотели дать денег просто так, не в обмен на открытку, но я был против, и они приняли подарок. Мы сильно отличались от остальных уличных продавцов – нас интересовали не деньги, а продолжение путешествия. Все зависит от того, как ты общаешься с людьми – мы улыбались, интересовались, как у них дела, нам было интересно вести живой разговор.

Но, например, в Париже с обменом открыток было очень туго: на улицах куча туристов, еще больше мигрантов, на каждом свободном углу сидят попрошайки. За полтора часа мы выменяли две открытки на 10 евро.

Что брать с собой

В рюкзаке у меня были четыре футболки, шорты, джинсы, спальник, одноместная палатка, горелка и газовый баллон. Всего он весил килограмм 12, из них три приходилось на спальник – казалось бы, мелочь, но я в какой-то момент так устал его тащить, что думал выкинуть.

Как соблюдать гигиену в пути

Чтобы не пугать водителей, я старался быть опрятным. Гигиену вполне можно поддерживать в пути: проблемы с туалетами бывают только в городе, а когда ты в дороге, всегда можно найти заправку или зону отдыха, которые есть вдоль трасс. В Германии и Франции в этом плане все вообще идеально. Были моменты, когда полноценно помыться не было возможности – тогда просто обливались водой, которая у нас всегда была с собой.

Как добыть еды без денег

Каждый водитель старался нам что-то дать: деньги, еду, пиво. Кто-то менял маршрут движения, чтобы нам было удобнее, потому что мы со всеми живо и заинтересованно общались, многие звали в гости. Мы взамен давали то, что было – то есть свои открытки.

В какие-то моменты и деньги, и еда заканчивалась. Тогда мы приходили в кафе и спрашивали, нет ли у них продуктов, которые они уже не будут продавать. В Европе это нормальная ситуация: они пекут, например, багеты несколько раз в день, и то, что уже пролежало несколько часов, выбрасывают. Но не отправляют в помойку, как у нас, а просто кладут пакет рядом с черным входом. Кому нужно, тот берет – и часто за такими продуктами приходят не малоимущие, а самые обычные люди. Мы же знаем, что человечество производит слишком много еды и тратит лишние ресурсы на то, что потом не съедается, – и с этим можно бороться таким способом.

В Андорре часто бесплатно кормят путешественников – приходишь в кебабную, говоришь: «Я путешественник», тебе дают меню и говорят: «Выбирай, что хочешь».

За всю поездку на открытках мы заработали около 250 евро – это я не считаю то, что нам давали в дороге. Конечно, не скажу, что у нас был гастро-тур, но во Франции бутылочку вина мы выпили, один раз ели мидии. А как-то было, что мы три дня жили на 2,5 евро на троих, то есть буквально делили кусок хлеба.

Знание языка

Английский до поездки я знал не очень хорошо: одной из целей путешествия было подтянуть язык. Сначала я стеснялся, говорил в основном один из моих попутчиков, а я только кивал: «А, да, привет». А потом мы и между собой начали периодически говорить по-английски, чтобы быстрее учиться. К финалу я уже мог свободно часами общаться с иностранцами, все понимать, шутить. Всем иностранцам я показывал клип «Ленинграда» «Кольщик» – они были в бешеном восторге.

Проблемы с автостопом

С машинами везло не всегда: добираясь до Лиссабона, я шел пешком три дня и похудел на четыре килограмма – такая бешеная сушка. После Дюнкерка во Франции меня почти никто не хотел брать и за четыре дня я проехал всего 100 км. Откуда-то мы не могли уехать сутками – ставили палатку, обживались там.

Разделение обязанностей в команде

В дороге мы поделили обязанности: я планировал маршрут и действия на день, другой парень занимался едой, а третий – ресурсами. Сложилась команда и переносить сложности было легче.

Травмы

Я оставил себе два шрама – думаю, надолго. Все хайвеи окружены забором. Мы в какой-то момент приноровились их перелазить, и я так поверил в себя, что решил преодолеть препятствие, не снимая рюкзака. В итоге – ободрал кожу руки, с собой, к счастью, была аптечка. К тому же, чтобы никого не подставлять, я заранее потратил деньги и оплатил себе страховку на месяц.

Поездки на поездах

На французских поездах получалось ездить бесплатно – мы переходили по тамбурам от кондукторов из одного вагона в другой. Главное – не оставаться в тамбуре, потому что тогда к тебе будет больше всего вопросов. Конечно, контролеры к нам тоже подходили. У нас была схема: Дима говорил специально на ломаном английском, мол, мы вообще ничего не понимаем. Еще мы придумали себе воображаемого друга Леху, который уехал на предыдущем поезде с нашими билетами и документами, и все нам сочувствовали. Был еще такой способ – забегаешь в поезд, находишь свободное место, сразу закидываешь на него вещи и делаешь вид, что спишь. Во Франции никого не будят – это нарушение личных границ. Тебе несколько раз скажут «Месье» и уйдут, если ты не отреагируешь. В Бордо мы ехали первым классом, а всего в этой стране сделали 1 400 км только поездами.

Сон

Я спал в палатке, на пляже, в парке, на крыше дома, а иногда и прямо на улице в центре города: я заворачивался в спальник, привязывал к себе рюкзак и ложился на лавку. Просыпался от того, что вокруг бегали дети. Рядом были мамы – они видели, что я адекватный человек в обычной одежде и не боялись.

Худшая страна для автостопщиков

Худший автостоп – в Испании. Не останавливается никто. На поездах без билетов ездить тоже не получалось – высадили нас почти сразу в маленькой деревушке. Там никто не говорил по-английски, в кафе нам не разрешили даже поставить телефон на зарядку, проезжали одна-две машины в час. Мы вернулись обратном поезде в город и кое-как переночевали там. Нам попалась добрая контролерша в поезде до Барселоны, но на выходе у нас все равно спросили билеты и выписали штраф – его мы так и не оплатили и проблем с этим не возникало.

Продолжение путешествия в одиночку

В Барселоне нам внезапно повезло – мы нашли купюру в 500 евро на улице. Зато потом мы поставили палатку на пляже, и из нее у одного парня украли документы и все вещи, и эти деньги мы отдали ему. Мы тогда расстроились и даже задумались, нужно ли нам ехать дальше. Я понял, что парни собираются назад, а у меня была цель – доехать до Лиссабона, потому что моя любимая книга – «Ночь в Лиссабоне» Ремарка. Я во многом повторял судьбу его героев. Поэтому с парнями я разошелся и дальше поехал один. Вскоре я понял, что путешествовать одному очень сложно – в какой-то момент я даже начал говорить сам с собой.

Аренда автомобиля и первый хостел

У меня не осталось денег, впереди была 1 000 км, автостоп в этих местах безнадежен, зато я узнал, что за символический 1 евро за сутки можно взять в прокат машину – компании дают такую возможность в случае, если какой-то автомобиль им нужно перегнать из города в город. Нужны были деньги на бензин, и я запустил краудфандинг у себя в Instagram. Я собрал 160 евро, из них 150 ушло на бензин. Каждому, кто скинул мне деньги, я купил в Лиссабоне открытку, написал «Спасибо за помощь в осуществлении моей мечты» и, вернувшись, раздал. Добравшись до Лиссабона, я впервые за поездку снял хостел. Кальвадос, как у Ремарка, купить не получилось, он оказался дорогим, ограничился сангрией.

Окончание путешествия

На следующий день на последние деньги я наконец добрался до мыса Рока — самой западной точки Евразийского континента.

Я достиг своей цели, но мысли об обратном пути меня пугали – больше мне ничего не хотелось, мотивацию я потерял. Я поговорил с отцом, он сказал: «Ты молодец, я думал, что ты сломаешься еще в Германии». И отправил мне деньги, на которые я пять с половиной дней ехал до Питера автобусами.

Итоги и планы

Автостоп без денег – это гораздо сложнее, чем я думал. Повторил бы я еще раз такой же путь? Один точно нет. Это был максимальный выход из зоны комфорта, сейчас меня сложно чем-то удивить. Я научился жить вообще без средств и понял, что любые проблемы в родной стране, где все говорят на твоем языке – простые и решаемые.

Когда ты открываешь мир, ты формируешься. До поездки я не знал, чем заниматься дальше, а теперь уверен, что хочу продолжать путешествовать. Да, у меня ничего нет, но я получаю эмоции, впечатления – это главное. Я считаю, что купить квартиру в ипотеку и завести семью можно когда угодно, а погрузиться в мир авантюризма можно только сейчас.

Про это путешествие я хочу написать книгу – в ней соберу лайфхаки по каждому городу, путевые заметки, мысли, у меня уже есть договоренность с издательством.

Зимой я хочу проехать Америку от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса, хочу продолжать проект travel for change – необязательно меняться на открытки, возможно, придумаю что-то поинтереснее, что-то, что будет больше говорить о нашей культуре.

Я уверен, что не получил бы столько эмоций, если бы поехал с деньгами. А сидеть в четырех стенах – это не то, о чем мы будем вспоминать в старости.

Комментарии (0)

Купить журнал: