18+
  • Город
  • Спецпроекты
  • Урбанистика
Урбанистика

Поделиться:

Ольга Шебзухова: «Архитектура курортного города — это архитектура открытки, архитектура гостеприимства»

Архитектор, генеральный директор Центра развития рекреационных территорий «Новые горизонты» Ольга Шебзухова строит новый Сочи, который будет восхищать еще не одно поколение. Перемены начинаются с возведения марин и запуска морского сообщения между прибрежными городами. Дальше, как говорится, больше. Следим за работами героини, продолжаем любоваться трансформацией любимого курорта и выбрали Ольгу в качестве героини ежегодной премии ювелирной компании MERCURY и «Собака.ru» «Женщины меняют Сочи и Краснодар».

Серьги, колье и кольцо MERCURY из коллекции Flower, браслет MERCURY из коллекции Classic

Серьги, колье и кольцо MERCURY из коллекции Flower, браслет MERCURY из коллекции Classic

Сочи — город контрастов и больших событий. На ваш взгляд, как они изменили город за последние 20 лет?

Город Сочи всегда был в центре внимания. Перенос акцента с прибрежной зоны в сторону развития зоны горнолыжного спорта произошел во время принятия решения о строительстве объектов для зимней Олимпиады‑2014. В то же самое время город стал очень привлекательным для инвестиций. На протяжении почти 15 лет курорт трансформировался из небольшого провинциального города с бальнеологическим и оздоровительным уклоном в южную столицу нашей страны. Быстрый рост постоянно проживающего населения, который произошел после 2015 года, как следствие строительства больших инфраструктурных объектов, а также развития привлекательных условий для ведения бизнеса и вложения инвестиций, привел к тому, что сейчас Сочи претерпевает все те же болезни роста, которые присущи многим южным городам мира.

«Для любого крупного населенного пункта важна так называемая айдентика, через которую люди идентифицируют себя с местом. В настоящий момент в Сочи с этим проблемы».

Архитекторы — первые люди, которые меняют облик города к лучшему. Как сохранить айдентику курорта, внедряя современный дизайн? Каким он должен быть?

Одно из исследований, которое проводил возглавляемый мною Центр развития рекреационных территорий «Новые горизонты» в 2011–2014 годах, было основано на методике Саймона Анхольта. Эта система определяет привлекательность города для жизни и инвестиций. На 2013 год у Сочи были хорошие показатели только по природному фактору, остальные сферы находились на достаточно низком уровне. Тогда как один из важнейших показателей, который рассматривается в методике, — это самоидентичность жителей. Тот самый «брендинг» города, который разрабатывается для Сочи в настоящий момент. Для любого крупного населенного пункта важна так называемая айдентика, через которую люди идентифицируют себя с местом. В настоящий момент в Сочи с этим проблемы. Через изменение пространства вокруг мы подчеркиваем главную отличительную черту южных туристических городов — это гостеприимство и понимание положительного влияния от приезда тех людей, которые прибывают на отдых, для поправки своего здоровья и получения нового опыта и эмоций. Соответственно архитектура курортного города — это архитектура открытки, архитектура гостеприимства.

Серьги, колье и кольцо MERCURY из коллекции Flower, браслет MERCURY из коллекции Classic

Серьги, колье и кольцо MERCURY из коллекции Flower, браслет MERCURY из коллекции Classic

Центр развития рекреационных территорий «Новые горизонты» специализируется на проектировании марин. Какими они должны быть в современном Сочи?

Ни один прибрежный город мира не развивается без наполнения и развития морской части. Это и отдых на воде, и курортная недвижимость с видом на водные объекты, и прибрежное сообщение, и чартерные рейсы, и постоянное использование воды в качестве объекта для различных впечатлений. Поэтому строительство марин на Черноморском побережье актуально на протяжении последних 30 лет. Естественно, марины в городе Сочи должны быть самыми лучшими и современными. Специалисты Центра развития рекреационных территорий «Новые горизонты», лидера группы компаний «Альянс Марин Девелопмент», которые разработали концепцию развития инфраструктуры яхтинга на Азово-Черноморском побережье Краснодарского края, учитывают самые актуальные технологии и весь существующий международный опыт по созданию безопасных, экологичных и привлекательных объектов.

«Необходимо возродить эту практику, восстановить флот и наладить современные способы обслуживания и ремонта плавучих средств».

Вы курировали запуск морского сообщения.

Функционирование современного морского туристического города невозможно без быстрого и комфортного, а также наполненного впечатлениями морского сообщения. Мы помним, что многие годы Сочинский морской порт был наполнен судами типа «комета» и «ракета», которые ходили в различные прибрежные города бывшего Советского Союза. Необходимо возродить эту практику, восстановить флот и наладить современные способы обслуживания и ремонта плавучих средств. Для этого необходимо строительство марин, так как наши исследования по эксплуатации имеющихся портопунктов-причалов показали, что при волнении на море более 1–2 балла безопасную посадку и высадку пассажиров обеспечить невозможно.

Поговорим о будущих проектах. Как вы считаете, чего не хватает в Сочи сейчас?

На сегодняшний день городу не хватает качественной градостроительной политики. Сейчас это называется модным словом — «мастер-планирование». Когда перспективы планирования и строительства подтверждаются экономическими обоснованиями и расчетами, такие расчеты нужно делать не менее, чем на сто лет вперед. В пределах горизонта планирования человека это воспринимается довольно сложно, но строительство и реконструкция городов — это достаточно глубокий, сложный и долгосрочный процесс. Одним из положительных примеров такого долгосрочного планирования является планирование всем известных ОАЭ. Мастер-план Дубая был разработан на 50 лет. В 2022 году 50‑летний срок закончился полной реализацией мастер-плана и был разработан новый план на следующие 50 лет, которые, как говорят в Дубае, заканчиваются «колонизацией Марса». И при такой динамике развития, последовательности и безопасности вложенных инвестиций нельзя исключать реализацию и таких целей.

Серьги, колье и кольцо MERCURY из коллекции Flower, браслет MERCURY из коллекции Classic

Серьги, колье и кольцо MERCURY из коллекции Flower, браслет MERCURY из коллекции Classic

Как будет выглядеть город через 20 лет?

Несомненно, с сохранением любимого мною экологического каркаса города — Сочинского национального парка, а также с развитием связи Черноморского побережья через Кавказский хребет с прекрасными и ресурсными территориями такими как плато Лаго-Наки в республике Адыгея, Псебай в Мостовском районе Краснодарского края и Архыз в Карачаево-Черкесии.

Фото: Георгий Дудучава. Текст: Кристина Труба

Обо всех героинях премии ювелирной компании MERCURY и «Собака.ru» «Женщины меняют Сочи и Краснодар – 2023» читайте здесь.

Комментарии (0)

Купить журнал: