18+
  • Что где есть
  • Тенденции
Тенденции

Эксперимент: Русское вино как тренд года

Краснодарский красностоп и гевюрцтраминер из-под Севастополя решительно заменяют в картах ресторанов шато марго и коллекционное бароло. Мы собрали пул питких отечественных бутылок и напоили строгого ведущего «Адской кухни» и ресторатора Арама Мнацаканова цимлянским черным и белым сибирьковым.

Если бы пятнадцать лет назад мне кто-нибудь предложил подегустировать русское вино, я бы послал его куда подальше. Да никто бы и не предложил, с другой стороны. А сейчас я сам чувствую, что время черноморского виноделия пришло. С ним меня познакомил Роман Абрамович: отобедал в моем ресторане «Пробка» в Москве и после отправил мне два ящика своего любимого вина. Оказалось, отечественное, произведено в Краснодарском крае. Потом журнал «Собака.ru» придумал устроить для меня дегустацию, собрав русские вина.

Я позвал друзей— знатоков вина, сомелье выстроил батарею белых. В три руки разлили, по номерам. Раз— сибирьковый Vedernikov, два и три — рислинг и гевюрцтраминер от севастопольского винодела Павла Швеца, четыре— бленд шардоне и совиньона «Ликурия», пять — шардоне из линейки «Абрау Дюрсо». Сделали по полглотка… Во-первых, могу сказать: это вино. Раньше откроешь бутылку какого-нибудь российского совиньона — и полное разочарование, как и от следующей. А тут есть даже «нос»! Его же сомелье учат искать в первую очередь? Vedernikov— цветочное, чистое и элегантное, разве что структуры не хватает. Хотя сибирьковый — автохтонный, то есть родной для юга России сорт винограда. Молодцы, что с местным продуктом работают. Итак, выбираю лучших: это номер два и четыре, то есть сбалансированная «Ликурия» и рислинг Швеца. Он, говорят, биодинамист к тому же. Не в том смысле, что на его виноградниках шпарят Вивальди из динамиков, а в смысле цельного отношения к винопроизводству как части естественной экосистемы. Лозы молодые, корни неглубокие, но уже берут из известняка ценимую в вине минеральность. Знаете, где еще много известняка в земле? В Бургундии и Шампани. Так что налей вам эти напитки в дорогущем ресторане при правильной температуре да в эталонные бокалы Zalto, вы бы пили и пили, и в голову не придет, что это русское. Вообще, я всегда говорю: главное в вине — это компания и еда. Если ты молод, влюблен и небогат, бери хоть молдавское и иди подбивать клинья к какой-нибудь красотке. Если вам с редактором «Собака.ru» нужно снять пробу с десяти бутылок, не садитесь вдвоем вычислять значения нот и танинов. Зовите компанию, наготовьте закусок, скажем, как у нас: карпаччо из мурманских гребешков — под белое, паста карамелле с сезонной тыквой и ризотто с щечками теленка — под красное. Хочу сказать, мы подливали себе не только из научного интереса.

Красное вино делать куда сложнее белого. Часто получается замес, от которого на утро будет болеть голова. Мы ради дела рискнули. Пино-нуар «Раевское» — простой, водянистый, выливать однозначно. «Ренессанс» из каберне, мерло и одесского черного тоже их? Этот был получше. Еще не самое удачное вино — цимлянский черный производителя Fanagoria. Видимо, сказывается, что они перерабатывают «до двадцати миллионов килограмм винограда в год», как сказано на этикетке. Где гигантские объемы, там качества ждать не приходится. Что впечатлило, так это красностоп от Vedernikov, одна бутылка выдержанного в дубовых бочках и одна ординарного. Сначала спрашиваешь себя: с ними, вообще, все в порядке? Туда что, карамели плеснули? Земляничного варенья? Но дайте им шанс: красному часто нужно просто постоять. Это хорошо, что наши виноделы не воспроизводят сценарии под названиями «Мерло» или «Шираз», а идут за вкусами своего региона. Конфетная сладость — это от крымских портвейнов и щедрости южного Черноземья. Да, мы не привыкли к такому в винных бокалах, но отказываться от знакомства тоже не стоит. Мнения за столом разделились. С одной стороны — «Это что, чай из шиповника?», «Да оно забродило!», «Передубили!», с другой — «Чувствую тонкую копченость! Шикарно!», «Сира, да и только!», «Как отстроились от базы!». Так что победителей выбирали голосованием. Чемпионы — «Лефкадия» из мерло, шираза и каберне-фран и Vedernikov «Правобережное», сделанное из каберне-совиньон, цимлянского черного и красностопа золотовского. Только можно я дам совет их производителям? Поменяйте этикетки. Там, где красиво, обычно невкусно, а тут на одном — черно-белая графика с античными дамами, на другом — хохлома в малиновых тонах. Нужно строго и ничего лишнего.

Работать есть над чем, но мне скорее радостно. Белое — международный уровень! Восторг! Красное — на правильном пути. Все, что нашему виноделию сейчас на самом деле нужно, — это государственное регулирование, которое установит стандарты качества, определит, что и как нужно делать и называть. Италия выбилась в авангард виноделия именно так, до 1960-х там тоже черт-те что можно было встретить в бутылках. Когда я только узнал о существовании современного русского вина, я задумался о людях, которые его произвели. Они же по доброй воле взялись за малоприбыльное, сложное, рискованное дело, где нужны годы и годы труда и терпения, а результат не гарантирован. Они — новаторы, влюбленные в вино, практически святые! Я каждого бы принял со словами благодарности и даже включил бы некоторые их позиции в винную карту своих ресторанов.

Благодарим за помощь в проведении дегустации рестораны: «Пробка»Big Wine Freaks, Polet Cafe, «Винный шкаф», Prosto Vino, Le Boat, «Вкус есть», «Монополь», «Дуня».

Материал из номера:
Ноябрь 2014
Люди:
Арам Мнацаканов

Комментарии (2)

  • Maksim Tkachiboroda 17 нояб., 2014
    Или гевюрц-мускат новый?
  • Maksim Tkachiboroda 17 нояб., 2014
    У нас есть и Гевюрцтраминер, какое интересно пробовали вы? )

Купить журнал: