Елена Колядина
РПЦ должна быть отделена от власти забором
Ее спорный, но увлекательный роман «Цветочный крест», исследующий вопросы веры и догматов, стал лауреатом премии «Русский Букер» в 2010 году.
Верующий ли вы человек, важно ли для вас соблюдение церковных ритуалов? Что для вас значит православие в ряду других мировых религий?
Склоняюсь к теории Большого взрыва и эволюции Дарвина. Уж слишком недоделанное это творение — человек, чтобы быть божественного происхождения, прямо как в шутке: «Бог сотворил человека по своему образу и подобию, а человек отплатил ему тем же». Я верующая, как и любой исполняющий заповеди «Не убей», «Не укради». Верю в святых, их жития полагаю за образец, к которому нужно стремиться. Я люблю ритуалы православной церкви, но сожалею, что РПЦ избегает полемики и дискуссии, во многих вопросах оставшись в Средневековье. Считаю, что православие должно сблизиться с католицизмом, отмечать Рождество и Пасху в один день.
Можно ли считать «Цветочный крест» литературной попыткой обновления и реформирования если не самого православия, то нашего отношения к вере? И предостережением от новой «охоты на ведьм»?
Главный вопрос «Цветочного креста»: что есть грех и что есть святость? Есть вера, а есть поповщина. Образом Феодосии я отстаивала право верующего размышлять о вере и критиковать ее догматы. А отец Логгин должен был дать ответ на вопрос, имеет ли право кто бы то ни было распоряжаться жизнью моей души.
Кому сейчас сложнее жить — человеку верующему или атеисту?
Атеисту не позавидуешь. Выйди с плакатом «Бога нет» — и тебе сразу пришьют статью об экстремизме. Если атеист скажет, что его чувства оскорбляют кресты, полумесяцы и гастарбайтеры, требующие мечетей, то получит обвинение в оскорблении верующих.
«Выйди с плакатом „Бога нет“ — и тебе сразу пришьют статью об экстремизме»
По-вашему, духовная жизнь человека должна быть связана с церковью? Как вы относитесь к тому, что церковь стала играть столь значимую роль в политической и общественной жизни страны?
Я рада, что РПЦ первой организовала службы социального служения и дала мне возможность стать добровольцем, помогать страждущим. Но считаю, что церковь должна быть отделена от государства высоким забором, как не должны служить власти писатель и художник.
Должно ли декларируемое властями «возрождение нравственности» опираться именно на религиозные ценности?
Власть ухватилась за идею веры для народа, как утопающий за соломинку. А по-моему, национальной идеей должны стать слова «Россия — страна космоса».
Чем вы сейчас заняты, какими проектами?
Заканчиваю книгу «Карамельное сердце», юная героиня которой, кондитер-карамелье, устроена как и каждый из нас: граница между добром и злом проходит ровно через середину ее сердца. Что победит — свет или тьма? Вот и я думаю.
У вас очень веселые, хулиганские, эротичные и жизнеутверждающие тексты. Откуда берется позитивное отношение к жизни и как его обрести тем, кто страдает фобиями, маниями и страхами перед многообразием бытия?
Все написанное даю почитать Творцу. Если Он смеется до слез, значит, книга удалась. Если рвет написанное, а за окном громы и молнии, значит, удалась тоже. Люблю лозунг десантников: «Победи себя — и ты победишь мир». Живите тем, что составляет ваше счастье! Для меня это — быть писателем, а для кого-то — смотрителем маяка. И всегда нужно говорить себе: «Удача любит смелых!»
Факт
Герои книги-лауреата, действие которой происходит в XVII веке, священник отец Логгин и девица Феодосия, решают для себя важные и очень современные вопросы: в чем символ веры, что важнее — буква или дух церковного закона, как обуздать плотские страсти и так ли необходимо их обуздывать. В конце повествования Феодосию объявляют ведьмой.
|
Комментарии (0)