Максим Черницов
Церковный строй мудр и совершенен
Обращение к православной вере бывшего любимца глянцевых журналов и дизайнера собственного успешного бренда для многих стало неожиданностью. При взгляде со стороны многое в церкви его раздражало, но теперь Черницов видит: реформировать в ней нечего.
Как и когда вы стали православным?
Когда в семье не говорят о вере, прийти в церковь особенно трудно. Хотя бы потому, что не знаешь ровным счетом ничего. Даже как креститься: слева направо или справа налево. Православие, немодное, непонятное, требовательное, отпугивало и меня. Куда приятнее и удобнее употреблять в пищу плоды экзотических восточных религий, эзотерических учений. Я, как и многие, искал себя в нью-эйджевом коктейле. Однако в нужный момент — по Божьей воле, не иначе — возвращался к православию. Крестился в сознательном возрасте, в двадцать один год, в Москве. Никто не предлагал и не уговаривал. Сам. Но в церковь пришел совсем недавно. Сейчас учусь, наблюдаю, думаю, молюсь. Совсем другая жизнь открывается, сосредоточенная, неравнодушная.
Какую роль играет церковь в жизни современного человека? Для чего она нужна обществу?
Обществу церковь не нужна. Она не институт и не трибуна, не жилетка и не костыль, не ООО и не магазин. Церковь нужна человеку. Обращаться к Богу, молиться каждый может и в одиночестве, но таинства, подаренные нам Господом, совершаются только в церкви. Церковь — не просто дом, в который приходят поставить свечку. Церковь — это миллионы, возможно, даже миллиарды живых и мертвых, соединенных в вере. Для православных церковь — не только Библия, но и Священное Предание — опыт предков, узнавших Бога, подвиги святых и мудрое слово, оставленное нам.
Европа давно пересмотрела взгляд на многие богословские вопросы, а в православии догматы вероучения остаются прежними. Что делать с этим?
Объясню на личном примере. Когда я смотрел на церковь со стороны, многое раздражало, казалось устаревшим, формальным. Сам раньше писал о необходимости реформации. Но чем глубже изучаю жизнь церкви, тем больше убеждаюсь: реформировать нечего. Церковный строй мудр и совершенен, поскольку, устраиваясь руками человеческими, создан был не нами. Разумеется, когда современный священник, окропляя святой водой автомобиль, именует его «колесницей», это вызывает улыбку. Но это такие мелочи, что и говорить не стоит. Мне кажется, под видом модернизации определенные силы хотят вынуть саму суть веры, сохраненную в Русской православной церкви. То, что вы называете «устаревшими догмами», — обличение греха. И спустя две тысячи лет ничего не изменилось. Человек открыл электричество, побывал в космосе, изучил ДНК, а грех каким был, таким и остался. Сегодня под маской гуманизма и толерантности пытаются узаконить грех.
«Обществу церковь не нужна. Церковь нужна человеку»
Мало кому сегодня придет в голову отрицать духовную глубину христианства, человечность заповедей и красоту учения Христа. Но церковный кодекс веры не отвечает на очень многие вопросы, которыми задается современный человек.
Чтобы понять, что такое православие, недостаточно похихикать над шаржами в ЖЖ и почитать юмористические статьи публицистов. Вхождение в церковь — тяжелый труд. А когда открывается благодать — не знаю, как объяснить это тем, кто ее не испытывал, — уже ни за что не поменяешь веру на комфорт. Недавно в споре мне говорили об объединении религий и ценностях современной цивилизации, и я вспомнил фильм «Аватар», финальную запись в видеодневнике героя о племени синекожих: «Они не отступят и не пойдут на сделки. За что? За дешевое пиво, за джинсы? Нам нечего им предложить». Современный человек отказывается признавать свою греховность, оправдывает себя, предпочитает удобную жизнь. Но тот, кто узнал о Царстве Божием, не променяет его на новый айфон. Потребитель выбирает религию, как овощи на рынке, ищет товар по соотношению цены и качества. Сейчас наблюдается религиозный плюрализм: можно отдать преимущество тем, кто обещает и освобождение, и спасение души быстро, дешево и легко. Но это не христианство. И еще хочу добавить: не церковь нуждается в верующих и их «сегодняшних запросах», а люди, ищущие Бога, приходят в церковь, потому что где-то очень глубоко каждый знает место обитания Бога истинного.
Повлияет ли православие на ваши проекты?
Надеюсь, моя вера все же не «проект», а православие — не маркетинговое преимущество в бизнесе. Соединить то, чем я занимаюсь, — дизайн, моду — с верой невозможно. Ищу новые основания в работе над дизайном одежды и пока не уверен, что из этой затеи что-то выйдет. Молюсь, читаю, делюсь размышлениями, помогаю, когда могу, тем, кто просит.
Факт
Максим Черницов, дизайнер бренда Max Chernitsov, кандидат филологических наук, защитил диссертацию о литературных опытах художников русского авангарда начала XX века. Находит вдохновение в разных темах и сюжетах, от фильмов Феллини до полетов в космос, от граффити до зимней рыбалки. Так, коллекция «Бесы» была придумана под впечатлением от образов русских революционеров второй половины XIX — начала XX века, а коллекция «Душа» стала результатом духовного поиска и влияния буддизма. С недавних пор живет в Петербурге.
|
Комментарии (0)