18+
  • Журнал
  • Аперитив
Аперитив

Поделиться:

Книги

Э. ВОЙЦЕХОВСКАЯ Via Fati

СПб.: Геликон + Амфора, 2004.– 596 с.

Такой роман, талантливо и сильно написанный, должен был появиться. Отечественного читателя уже порядком утомили неуклюжие постмодернистские игры наших литераторов. Равно как и наивно/коммерческие попытки завернуть политический радикализм в привлекательную художественную упаковку. Перед нами образец не новомодной и не коммерчески ходовой, а именно большой литературы, осознающей устойчивость эстетических ценностей, соотношение прекрасного и уродливого, вечного и преходящего.

Роман написан в традициях западноевропейской психологической и философской прозы, которые обретают в нем новое и весьма оригинальное развитие. В центре – судьба поэта, некогда одаренного, а потом утратившего свой дар и исписавшегося. Мы узнаем о детстве, юности, друзьях, возлюбленных героя, среди которых только одна по-настоящему занимает его мысли. Мы переносимся вместе с ним в Грецию, колыбель европейской цивилизации, ощущаем дух Средиземноморья, наполняющий органическим теплом все предметы и явления мира. И, наконец, мы будем сопровождать его в мистическом путешествии по загадочной Дороге Судьбы (Via Fati).

Но фактические события – всего лишь бледные формы энергии жизни, накопленной в сознании героя. Его личность расслаивается на несколько силовых линий, каждая из которых получает в романе свое собственное устремление, собственную биографию. Линии расходятся, соединяются, движутся параллельно. Герой, обладатель разорванной личности, не в силах примирить разнонаправленные векторы своего «я». Лишь в конце романа, совершив мистическое путешествие по Дороге Судьбы на острове Провиденс и увидев сквозь прозрачность внешних форм чистую энергию жизни, он примиряется с собой и с миром.

БИБИШ Танцовщица из Хивы, или История простодушной

СПб.: Азбука-классика, 2004. – 256 с.

Роман Бибиш, номинированный на премию «Национальный бестселлер», тоже в своем роде явление уникальное. Если Войцеховская вводит читателя в сложную психологическую реальность, то Бибиш, напротив, представляет нам внешне простой, антипсихологизированный мир. Ее героиня не делает никаких попыток осмыслить реальность или погрузиться в свои эмоции. Переживания и идеи здесь нарочито поверхностны. Литературности Войцеховской здесь противостоит вопиющая антилитературность, которая (не будем строить иллюзий) является эффектным художественным приемом. В какой-то момент текст Бибиш начинает напоминать притчу, существующую по ту сторону слов. В «Танцовщице из Хивы» узбекская женщина рассказывает о тяжелых испытаниях, выпавших на ее долю. Действие романа начинается в 60-х годах ХХ века, а заканчивается в наши дни в Москве. Восток с его деспотизмом и либеральный Запад (в московском исполнении) с его борьбой за выживание выглядят одинаково враждебными человеческой природе. Всюду расовые и сословные предрассудки, тупая жестокость и холодный расчет. Человеку некуда идти. Жизнь оборачивается невыносимым кошмаром. Мир искушает героиню безразличием, подталкивая к самоубийству или апатии. Но это искушение она с честью выдерживает, пронося сквозь годы лишений терпеливую веру в человека и изначальное единство всех людей.

 

Материал из номера:
ПЕРЕМЕН!

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: