Тренд — это не то, что появилось сегодня. Некоторым трендам — несколько лет, но они продолжают набирать силу. Следовать им — значит быть на гребне волны в своем бизнесе, быть узнаваемым и успешным игроком рынка. При этом наблюдать за трендами только в своей сфере — недальновидно, важно следить за тенденциями и в смежных отраслях — это может дать неожиданные результаты. Так считает Наталия Попова, предприниматель с 25-летним стажем, генеральный продюсер медиахолдинга «РБК Пермь» и основатель бренда HOBOCODE.
Только взглянув на ситуацию сверху, можно увидеть истинную картину мира. Посмотрите на весь рынок в целом и найдите интересные, работающие и универсальные механизмы.
Смена поколений
Перемены, которые сегодня мы наблюдаем, в частности, в коммуникациях, многими воспринимаются сложно и болезненно. Проблема — в срезе эпох и разницы в восприятии. Неизбежно наступает время перемен: произошла смена поколений, орудий производства и способов зарабатывания денег.
Поколение X – бизнесмены 90-х. Это поколение консервативно, оно «грешит» нежеланием менять бизнес, подстраиваясь под веяния времени, стремится нарочито подчеркивать статус.
Поколение Y – миллениалы — активную деятельность начали на стыке веков. Ориентируются на цифровые технологии, высоко ценят свободу и саморазвитие.
Зумеры – гик-ботаны, рожденные в начале 2000-х. Для них характерна вдумчивость, способность к многозадачности, прямолинейность, замкнутость и эмоциональный интеллект.
Сегодня время зумеров, их мировоззрение воспринимается с большим недоверием предыдущими поколениями. Но именно зумеры сейчас диктует рынку свои законы.
Тиктокеры зарабатывают столько, сколько не зарабатывают топ-менеджеры в крупных корпорациях и опытные бизнесмены. Поэтому зумерами нужно не просто считаться, важно ориентироваться на них.
Один из главных трендов — чувства и эмоции
Оцифровать современные тенденции, найти и проанализировать потенциальную аудиторию, сформулировать их запросы сегодня становится сложно, поэтому даже самые опытные маркетологи и аналитические компании ориентируются на эмоциональный интеллект и интуицию.
Воздействие на чувства и эмоции потребителей — главный маркетинговый инструмент. На эмоциональном контенте построена современная система продвижения и пиара. Вызвать смех, заставить сопереживать или удивиться — конечная цель успешного кейса.
Тренд № 1: Коротко vs длинно
Работающее рекламное сообщение может быть двух видов: трехсекундное и трехчасовое.
Длинные продукты — это интервью или прямые эфиры в соцсетях. Длинные коммуникации хороши тем, что в них раскрывается личность бизнесмена, зрители получают эмоции, а компания раскрывает свою экспертность.
Короткий «цепляющий» ролик — это сложная задача, но при успешном результате — это высший пилотаж. Он должен быть быстрым, смешным, ярким и узнаваемым. И создавать их можно самостоятельно без привлечения рекламного агентства.
К коротким, но эффективным инструментам коммуникаций также относятся символы, мемы и эмодзи. Их задача — передать сообщение, понятное любому человеку в любой точке мира, не используя слова.
Причем в каждом символе важен не только смысл, но и форма. Например, смотря на геометрическую форму, мы понимаем, какую эмоцию он может нести. Так, круг может символизировать счастье, треугольник — агрессию, а квадрат — стабильность. Это нейрологический феномен.
Тренд № 2: Простота и возвращение к истокам
Сегодня «Популярность» = «Простота». Пример тому — TikTok. Именно эта социальная сеть диктует тренд на простоту. Почему за короткими роликами из TikTok повторяют люди со всего мира? Потому что это просто, забавно, это истинное творчество, которое работает на уровне подсознания.
Сейчас во всем цивилизованном мире TikTok диктует тренды в коммуникациях и пиаре. И продолжит диктовать. Можно провести аналогию с модой: если раньше streetstyle следовал подиуму, то сейчас подиум следует streetstyle.
Тренд № 3: Серийность
Все помнят моментальный взлет популярности сериала «Игра в кальмара». И дело не только в сюжете, но и форме. Сериалы обгоняют большое кино. И это долгоиграющая, стабильная тенденция, которая актуальна не только для кинематографа.
Интерес аудитории строится на интриге и ожидании продолжения, создается анонсами и эмоциональными «крючками». Для правильного продвижения продукта сериалом должны стать соцсети. Продукт должен вызывать трепет: люди должны хотеть специально зайти на страницу и увидеть новую серию.
Тренд № 4: Язык танца
Танец — это не только эмоции, но и мощный элемент привлечения внимания. Этим инструментом пользуется и TikTok. Тенденцию продиктовало непростое ковидное время – как в тех условиях можно было получить движение и эмоции? Танцевать!
Тренд № 5: Необычные каналы коммуникаций
Пандемия стала кризисным временем для компаний, которые до этого работали только офлайн. Поэтому выход в интернет и стал для многих новым каналом коммуникаций. Сейчас то время, когда нужно подумать, где еще можно найти свою аудиторию, и начать работать для них. Есть возможности, о которых никто даже и не задумывался.
Как найти другие каналы коммуникации с клиентом?
Расширить аудиторию, ведь продукт может заинтересовать не только узкую группу людей, на которую изначально рассчитывал производитель, но и другие слои — по возрасту и интересам. Важно прочувствовать клиента, ощутить «болевой» запрос.
Неожиданные коллаборации. У вашего партнера тоже могут быть ваши клиенты. Такую историю придумали министерство сельского хозяйства Румынии, Master Card и одна из румынских навигационных систем, которые помогли фермерам, продающим свой товар у дороги, привлечь покупателей: их точки были отмечены в навигаторе и оборудованы брендированными терминалами.
Тренд № 6: Миссия бренда
Новый век — это не «два по цене одного». Бизнес должен нести миссию и иметь смысл, а не существовать ради заработка.
Здесь тоже важно ориентироваться на восприятие зумеров, которое ценит глобальные и полезные идеи, эмоции. При позиционировании бренда важно фокусироваться не на себе, а на миссии, которую несет компанию, правильно ее сформулировать. Миссия Диснейленда — не собрать как можно больше денег на аттракционах, а сделать семьи счастливыми. Здесь рождается идея «скромного маркетинга»: вы верите в это, а мы вас поддерживаем.
Тренд № 7: Экотренд «Зеленый менталитет»
Экология — крайне важный тренд, в том числе для нового поколения – нашего будущего. Возможность жить на чистой и цветущей планете зависит от нас самих. Устоявшаяся тенденция к осознанному потреблению проявляется в разных сферах: в еде и одежде — веганство, в индустрии компьютерных игр — цифровой гардероб.
Супертренд — апсайклинг — повторное использование вещей с приданием им новой функциональности. Эту тенденцию берут на вооружение крупные мировые компании и, таким образом, повышают доверие потребителей.
Пример апсайклинга — Nike сделал баскетбольное поле из подошв использованных кроссовок, было использовано 20 тысяч пар. Это социальная миссия Nike.
Тренд № 8: Виртуальные миры
Несмотря на скепсис поколения X, компьютерные игры все больше захватывают людей всех возрастов и интересов, это альтернативная реальность и платформа для социализации «в кругу своих». Во время пандемии обороты гейминга впервые превысили кино и музыку вместе взятые.
Тренд № 9: Усиление «тихих голосов»
В повестке активно начинают подниматься проблемы, о которых раньше говорить было не принято - аборты, абьюз, домашнее насилие. Впервые героями становятся люди, относящие к меньшинствам: расовым, национальным, сексуальным, люди с ограниченными возможностями и те, кто вне стандартов красоты и возраста.
У общества появляется все больше осознанности, укрепляется понимание, что все люди равны. Мир идет к тому, чтобы дать людям равные возможности.
Тренд № 10: Работа с инфлюенсерами
Инфлюенсер — это рупор социальной повестки бренда. Работа с блогерами в долгосрочной перспективе — это один из самый действенных инструментов продвижения. Причем популярность набирают нано-блогеры: даже если у него всего тысяча подписчиков, результат может быть мощнее, чем с раскрученными «звездами», в профиле которых нарочито много рекламы.
Тренд № 11: Бинарность vs бионичность
Некогда популярные картинки, написанные в двоичном коде —это ностальгия зумеров. Это тренд, который продержится еще какое-то время. Набирает обороты бионика — это все, что связано с живой природой, форма растений в дизайне и «маст хэв» любой модницы — зеленый цвет. Субтренд в данном случае— уход к локальной культуре — аутентичность, «штучность», неповторимость
Этим трендом могут «выстрелить» небольшие компании, которые занимается созданием предметов культуры, занимаются ремеслами, подчеркивают культуру местности. Это может быть интересно крупным корпорациям, которые ценят возвращение к истокам.
Тренд № 12: Фьюжн
Фьюжн — это тренд на сочетание несочетаемого. Необычная подача привычных вещей привлекает внимание, вызывает удивление. Эта тенденция ярко проявляется в моде и музыке: на подиумах появляются резиновые «кроксы» на каблуках, а музыкальные чарты рвет дуэт Ильи Лагутенко и Дани Милохина.
Как будет выглядеть эффективная реклама в ближайшее время?
Несмотря на стремление следовать западным тенденциям, эффективный пиар в странах СНГ имеет отличие.
Общим зерном на Западе и у нас является тренд на эмоциональность – потребитель должен почувствовать посыл. Также залогом эффективности является обучение – экспертность, возможность передать знания аудитории. При этом немаловажный фактор западной эффективной рекламы – социальная ответственность. А в российской системе коммуникаций главная черта – это черный юмор и даже абсурд.
Почему? Мы каждый день получаем такое количество негативной и порой безысходной информации, что только юмор может спасти нашу психику.
Комментарии (0)