Артем Абашев, неоднократный лауреат международных музыкальных конкурсов и один из ассистентов Теодора Курентзиса в Перми, стал главным дирижером Пермского театра оперы и балета.
О работе с оркестром
Дирижированием я занимаюсь отнюдь не потому, что стремлюсь управлять людьми. Так уж получилось, что любимое дело имеет отношение к работе с большим числом людей. Когда я выхожу к музыкантам, то в первую очередь, стремлюсь передать им идею, увлечь их ею. Это можно сравнить с общением с девушкой: когда ты хочешь, чтобы ей было интересно с тобой, ты становишься более изобретательным.
Работая с оркестром, тоже важно чем-то зацепить музыкантов. Управление не самоцель. Ведь то, что дирижер имеет на это право, заложено в теории профессии. А на практике — как повести их за собой? Опытные музыканты говорят: пока дирижер идет до пульта, уже видно, что он собой представляет — по его внешнему облику, взгляду, жестам.
За пультом на первый план выходит не руководитель, а просто человек, который очень любит музыку и хочет собрать вокруг этой идеи других людей. Если ты подходишь к работе таким образом, то наступает момент единения и возгорания творческой искры. Конечно, чтобы это случилось, приходится порой прилагать большие усилия. Но главная мысль состоит в том, чтобы никого искусственно не принуждать к совместной работе.
О взаимодействии с музыкантами
С тех пор как я стал главным дирижером, я постоянно держу руку на пульсе и мониторю творческое самочувствие музыкантов оркестра. Если ты не интересуешься жизнью коллектива, это не твой коллектив. Важно постоянно заниматься его тонкой настройкой.
Взаимодействие руководителя оркестра с музыкантами можно сравнить с отношениями в семье: здесь все должно быть открыто и честно. Если кто-то о чем-то умалчивает, нужно знать, как обсудить это и сохранить взаимопонимание. К каждому человеку, а сейчас в оркестре 95 музыкантов, нужен индивидуальный подход. В каждом вопросе хочется найти правильное, взвешенное решение, чтобы ни в коем случае не обидеть человека и при этом быть максимально справедливым.
Об игре на рояле
Я планирую вновь начать играть на рояле и в скором времени выступить на сцене театра. Но пока не буду раскрывать секрета, когда именно это произойдет.
Для меня фортепианная практика — это своего рода лаборатория по изучению того, что я могу и хочу делать как музыкант. После игры на рояле мне гораздо проще работать с оркестром, я совершенно по-другому чувствую симфонический материал. Это в некотором смысле очищение перед тем, как войти в «храм» — к оркестру или хору, и делать что-то с ними вместе.
Об имидже дирижера
Концертная одежда, в первую очередь, должна быть комфортной. В оркестровой яме невероятно неудобно стоять в смокинге или фраке: после спектакля ты как будто из хамама выходишь, одежда мокрая насквозь. Конечно, можно дирижировать менее энергично, но тогда ты не произведёшь впечатления ни на музыкантов, ни на зрителей.
Я постепенно пришел к тому, что черные джинсы или брюки и водолазка или легкий джемпер — самая удобная одежда. Наверное, кому-то приятно видеть дирижера в костюме, но, по мне, такой вид, напротив, создает лишний барьер в общении. Я стараюсь показать людям, что мы можем общаться свободно, и для нашего взаимодействия нет преград.
Комментарии (0)