18+
  • Развлечения
  • Театр
  • Премия «ТОП 30. Самые знаменитые люди Перми»
Театр

Знакомьтесь, Федор Федотов! Он поставил безусловный шедевр оперной литературы Джакомо Пуччини в Пермской опере

Федор Федотов, номинант премии «ТОП30. Самые знаменитые люди Перми» — 2024 в категории «Театр», самый молодой режиссер-постановщик в истории Пермского театра оперы балета и стипендиат Союза театральных деятелей России. Дебютная постановка архаичной оперы «Река Келью» стала режиссерским дебютом в Пермском театре оперы и балета, и заключительной премьерой 150-го сезона (2022 год). В этом году впервые поставил полноформатную постановку в Пермской опере — безусловный шедевр оперной литературы — «Тоска» Джакомо Пуччини.

Как началась ваша дружба с Пермским академическим театром оперы и балета? Кто и как друг друга нашел?

Все, как ни странно, началось с шутки. Мой друг в Петербурге познакомил меня с Андреем Александровичем Борисовым, на тот момент директором Пермской оперы, который пригласил нас на премьеру «Жанна на Костре» Кастеллуччи. И мы с другом поспорили, что сейчас возьмем и поедем в Пермь. А где находится Пермь, что там — не знали.

И вот, мы сидим в самолете, нервно смеемся и вообще не понимаем, куда летим. Приехали, смотрим на город: зима, темно, ничего не разобрать. Пришли в театр, сели, смотрим, и тут я понимаю, что я оказался именно там, где должен был оказаться. Это был колоссальный культурный шок. Я побывал за кулисами и увидел, как создается настоящее искусство. Я напросился на практику, приехал еще раз, и в какой-то момент мне предложили работу.

За пару дней до отъезда сестра сказала мне, что мой папа родился в Перми во время эвакуации Кировского театра в 1942 году. Так что, Пермский театр — это для меня какая-то судьбоносная история.

Работа с Константином Богомоловым, Максимом Петровым, Василием Бархатовым, собственные постановки, номинированные на «Золотую маску» — список уже довольно внушительный и разнообразный. С каким материалом хочется работать дальше?

Хочется пробовать экспериментальные вещи. Прошел тот период, когда мне нужно что-то доказывать. Самое сложное — это каждый раз заставлять себя делать то, что я не делал до этого.

Сейчас у меня в приоритете продолжать работу с Пермским театром оперы и балета, мы готовим интересные проекты. Это театр, который дал мне профессию, и мой долг как раз — отдавать и служить ему.

Будете продолжать экспериментировать?

Истинных экспериментов, на самом деле, не так много в том, что происходит на сцене. Если мы посмотрим, что в свое время писали про Мейерхольда, то «Кармен» Богомолова покажется милым спектаклем. В Перми не боятся использовать уникальный язык, уникальный стиль. Здесь запрос скорее не на оригинальность, а на аутентичность.

Эксперимент для вас — это дань времени или поиск себя?

Когда находишься внутри процесса, новые идеи не кажутся какими-то инородными или авангардными, все рождается логично и расслабленно. Уже потом, когда смотришь чужими глазами, например, на оперу «Похмелье», понимаешь, это, наверное, выглядит довольно экспериментально.

Я надеюсь, что мои спектакли могут говорить сами то, что они хотят сказать, и, наоборот, не говорить то, чего не хотят говорить

Нужно ли режиссеру быть авторитарным, диктатором?

Как и во всей нашей жизни, это про баланс. Где-то надо настоять, где-то, наоборот, отпустить. Всегда нужно чувствовать.

В Пермской опере мы работаем с такой опытной командой, что тоталитарить нет смысла — в моментах, где они опытнее меня, просто нужно не мешать. Но в других моментах я должен сказать, что я вижу так и предлагаю попробовать. Работать с такой маститой командой — это большой вызов.

Как относитесь к критике от зрителей в соцсетях?

Молодому режиссеру необходима квалифицированная, профессиональная, объективная критика, но ее очень не хватает.

А что касается зрителей, то, честно признаюсь, читать комментарии в «ВКонтакте» — это отдельный вид удовольствия, особенно негативные. Иногда они так гениально написаны! Во время трансляций тоже очень люблю наблюдать за тем, что пишут зрители.

Среди близких людей есть те, кому я доверяю и обращаюсь, когда хочу увидеть себя по ту сторону сцены. Это очень важно, потому что во время постановки сложно посмотреть отстраненно. Когда идет второй месяц работы, уже не то, что свежий взгляд, а просто взгляд сохранить бы. Представить, что видит зритель, иногда вообще невозможно.

Сложно быть зумером в таком консервативном искусстве, как опера, в классическом театре?

Наоборот, круто, что я зумер, и могу работать в таком возрасте с бумерами, думерами и так далее. Если бы я знал, как буду чувствовать себя в другом возрасте, я, наверное, мог ответить на этот вопрос.

Мне нравится здесь работать. Здесь большие профессионалы, и когда они видят, что я соответствую их критериям, у нас складываются абсолютно нормальные отношения. Режиссер — это точно такой же человек, как любой другой. Не должно быть никакого ореола сверхъестественного или святости.

То есть, нет ощущения разницы в поколениях?

Бывает, конечно, в моменты, когда приходится погружать в контекст: мемы, сленг, какие-то словечки. Но в театре, среди тех, кто участвует в постановочном процессе, еще есть двое моих ровесников (Дирижер Иван Худяков-Веденяпин и хормейстер Вячеслав Козленко — Прим. ред.), с которыми мы шутим, что у нас «клуб 25». Поэтому есть и с кем посмеяться, и с кем поработать.

Вы уже четвертый сезон ставите в Перми. Не скучно здесь жить после Петербурга?

Мне нравится. Здесь очень интересная гастрономия. Пермь вообще похожа на Петербург своей болотистостью, медленным темпоритмом жизни.

Иногда случается тоска по ритму большого города, но от него можно устать, а вот от Перми устать тяжело. Тут место спокойствия. Для меня это еще и место для закрытия гештальтов. Здесь у меня есть время учить язык, ходить в автошколу.

Мне многое в этих краях интересно, начиная от той же гастрономии, заканчивая пермскими богами, которые в свое время стали для меня открытием.

Работая в регионе, приходится считаться с локальным контекстом. Языческие корни, боги, легенды, природа — это не мешает абстрагироваться и заниматься классическим искусством?

Нет, наоборот — это другая полярность. Условно говоря, светско-церковный Петербург, будучи столицей, не мог себе такого позволить. Это большой контраст с Уралом, где можно делать гораздо больше, чем в более рафинированных столицах. Чем шире кругозор, тем лучше для любого творца.

Чего бы вам хотелось от зрителя?

Просто, чтобы он был. Я надеюсь, что я хороший режиссер, и мои спектакли могут говорить сами то, что они хотят сказать, и, наоборот, не говорить то, чего не хотят говорить. Только зритель может сказать, удалась ли постановка.

 

Текст: Екатерина Леонова

Фото: Елена Бахур

 

«Прм.Собака.ru»

благодарит за поддержку партнеров премии

«ТОП30. Самые знаменитые люди Перми» — 2024:

Федеральный девелопер «Железно»

Автомобильная компания VERRA

Ювелирный магазин «ЭПЛ Даймонд»

Клиника немецкой стоматологии Guten Tag 

Салон красоты Rose Et Noir

Премиальный спа-комплекс с рестораном «Объект»

Ивент-агентство «Ежевика»

Модный гастробар Liberty

Клубничная мастерская Barberry

Цветочная мастерская Flower Bar

Федеральная кондитерская сеть «Вкусное место»

Телеканал и интернет-портал РБК Пермь

Рекламно-производственная компании «Реклама59»

Информационный обзор редакции. 18+

Теги:
топ30пермь
Материал из номера:
Май — Июнь 2024

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: