Редакция «ПРМ.Собака.ru» поговорила с режиссером-постановщиком Федором Федотовым (он самый молодой в истории Пермской оперы!) о профессии, работе с именитыми режиссерами и о том, как подготовиться к просмотру его дебютной постановки — архаичной оперы «Curlew River/ Река Керлью» Бенджамина Бриттена. Спойлер: без подготовки интересней!
Почему именно этот спектакль ты выбрал для своего режиссерского дебюта в Пермской опере?
Это был мой дебют и нужно было четко рассчитать свои силы.
Во-первых, я понимал, что на какую-то обширную историю меня может не хватить. Плюс для того, чтобы сделать такую историю, молодому режиссеру сложно получить ресурс.
Во-вторых, не хотелось делать какие-то заезженные названия, с которых начинают очень многие оперные режиссеры. Я долго совещался со своими друзьями: дирижерами, композиторами, долго искал. И наткнулся на «Реку».
У тебя есть ультрасовременная постановка «Похмелье» и классическая история «Река Керлью». Между ними всего год. Ты поменялся или они в тебе уживаются?
На самом деле, на «Похмелье» сильно повлияла «Река». Если присмотреться, то там очень похожий состав исполнителей, артисты также сидят на сцене. Бриттеновская «Река» для меня — эталон камерной истории, и я решил сделать что-то подобное, только, грубо говоря, на русский манер.
Мне кажется, очень важно уметь работать как в современной плоскости, так и в классической, чередовать проекты. Тем самым идет равномерное улучшение твоих навыков.
Не могу сказать, что «Река» — классическое произведение, это — вторая половина XX века, время новаций и модерна. Плюс этот репертуар мало представлен на оперной сцене, а в России — это вообще первый раз, когда эта опера идет в репертуаре.
Ты окончил консерваторию и работаешь прямо по профессии. Ты реально сразу знал, что хочешь быть режиссером в оперном театре?
По первому образованию я музыкант-флейтист, окончил десятилетку при Санкт-Петербургской консерватории, а после выпуска в 11 классе понял, что хочу что-то поменять в жизни.
Моя мама всегда занималась кино, меня с детства водили на всякие кинофильмы, кинофестивали, какие-то модные события Петербурга. Папа был известным музыкантом. Соединив эти две ипостаси, я выбрал оперную режиссуру.
Ты выступаешь ассистентом известных режиссеров, которые ставят в Перми. Например, после пермской премьеры «Летучего голландца», Константин Богомолов пригласил тебя помогать ему в Москве. Ты чему-то учишься у именитых режиссеров?
Конечно, работа с мастерами мне очень сильно помогает. Это школа не просто профессиональная, это еще и школа жизни.
От разных режиссеров я пытаюсь найти какие-то вещи, которые можно почерпнуть в свой арсенал, и большая часть моей личной работы с мэтрами заключается в том, что я анализирую приемы их работы, зачем они их используют, как, и пытаюсь их переработать для своих постановок. Можно сказать, что каждый, с кем я работал, внес свою лепту в то, что происходит на сцене в моих спектаклях.
Стоит смотреть другие постановки «Реки Керлью», прежде чем идти на нее в Пермскую оперу?
Вопрос смотреть ли другие постановки «Реки» или нет, конечно, индивидуальный. Я знаю людей, которые любят погрузиться в контекст, приходить на спектакль подготовленными.
Могу ответить за себя — я бы не смотрел. Я люблю ходить на концерты, спектакли, в кино, на выставки, как чистый лист, не готовясь. Мне кажется очень важным уметь доверять себя, для меня это — основной критерий при оценке не только современного, но и искусства в принципе. Потому что одно из самых ценных чувств, которые я могу испытать, сходя куда-то — это, когда я ничего не понял, но мне понравилось. Тогда я начинаю разбирать, копать, смотреть, что стоит за тем, что я не понял, анализировать, понимать. Так появляется насмотренность.
Что касается интерпретации, мне было важно, что это — первая постановка «Реки» в репертуарном театре, и я хотел, чтобы она имела приближенный вид к оригиналу. Поэтому постановка Пермской оперы репрезентативна другим классическим постановкам этой оперы.
Информационный обзор редакции. 12+
Комментарии (0)