Спортсменка, комсомолка (уверены, что была бы!) и просто красавица Ксения Гринберг занимается авиацией более 10 лет. Осенью 2024-го она одержала победу в чемпионате России по авиационным гонкам, показав лучшие результаты в личном зачете. Кстати, в 2022 году Ксения занимала первое место в авиагонках среди женщин, а в том же году стала первой в России женщиной, которой удалось установить выполнить сложную фигуру высшего пилотажа 8 раз подряд на самолете Як-52. Ксения Гринберг рассказала редакции «Прм.Собака.ru», как пришла именно в авиационные гонки (их еще называют небесной «Формулой-1»), каким был первый полет и какими качествами должен обладать пилот.
Вы совершили свой первый ознакомительный полет в 2009 году, в 19 лет, получается. Для авиации — это рано или поздно? Или здесь нет ограничений в возрасте, как в другом виде спорте?
Для авиации поздно не бывает! Если мы говорим про авиацию общего назначения, то главное — проходить ВЛЭК (медицинскую комиссию), остальное зависит от желания. Много спортсменов, в том числе наших земляков, которые летают высший пилотаж и выигрывают в международных соревнованиях в 60+. Если хочется стать линейным пилотом, здесь вопрос времени и возраста более актуальный, хотя тоже все относительно.
Как давно поняли, что хотите управлять самолетом и в целом заниматься авиацией?
Технические виды спорта мне нравились с детства. В 14-15 лет благодаря фильмам и книгам появилась мечта научиться управлять самолетом. Но тогда это казалось чем-то нереальным. Долго искала возможность, где можно попробовать полетать. И уже в студенческие годы нашла авиационный клуб, записалась на полет и поняла, что это еще интереснее, чем в кино и книжках. Так появилась мечта научиться летать и получать свидетельство частного пилота.
И как попали в авиационные гонки?
В авиационные гонки попала случайно. В тот момент я открыла коммуникационное агентство в Москве и в выходной день по совету знакомого поехала в Серпухов искать для себя инструктора по высшему пилотажу. На аэродроме при мне проходила тренировка по авиационным гонкам. Такое я видела только по телевизору в Red Bull Air Race и считала чем-то космическим. Поняла, что у проекта есть потенциал. В какой-то момент про мое агентство пилоты рассказали создателям авиационных гонок, а ребята как раз искали человека, который мог бы заниматься их развитием. Так мы нашли друг друга, работаем вместе уже больше 5 лет.
Ксения Гринберг — руководитель федерации авиационных гонок Пермского края.
Помните свой первый полет? Каково это — управлять самолетом: похоже ли чем-то на управление авто?
Мой первый полет случился за пару дней до Нового года — сделала себе подарок. Первый полет дарит чувство свободы и уверенности. Когда управляешь самолетом, управляешь моментом, а виды под крылом самолета — это отдельная любовь. Пилотирование требует большего распределения внимания, чем поездка на автомобиле, но что-то общее точно есть.
Как часто тренируетесь?
Примерно раз в две недели (в выходные) в летний сезон, в день пара тренировок по 20 минут. Обычно выполняю отдельные фигуры высшего пилотажа, а также пилотажный комплекс.
Многое ли зависит от места: например, чем-то отличаются условия тренировок в небе над Пермским крае или в Подмосковье?
Тренировки отличаются доступностью самолетов. В Перми только Як-52, в Подмосковье есть возможность аренды Су-29 — это самолет, который позволяет намного больше.
Есть какие-то определенные качества, которые определяют, что человек может управлять самолетом?
Целеустремленность и большое желание. При мне приходили летать разные люди: например, некоторых укачивало, а кому-то было непросто учиться из-за гуманитарного склада. Но сейчас я встречаю этих людей на аэродромах уже со своими самолетами и они смотрят в сторону обучения высшему пилотажу. Все возможно!
Авиагонки все еще считаются мужским видом спорта или все-таки есть большое количество женщин-пилотов?
В авиагонках на данный момент мужчин летает больше, чем женщин. В поршневом классе одна и еще одна в реактивном. Но интерес большой, поэтому ждем пополнения женских рядов.
Как реагируют окружающие, когда впервые слышат, что вы летаете высший пилотаж?
Для многих полет — это мечта детства, поэтому все реагируют позитивно и спрашивают, где можно полетать.
Вы управляете самолетом, в котором есть места для пассажиров. «Катали» ли кого-то из близких и как вообще они относятся к вашему увлечению?
Да, один из типов самолетов, которыми управляю — Cessna 172, идеальный для авиапрогулки с близкими. На пилотаж решаются не все, например, мои близкие не «катались».
Есть ли у вас какая-нибудь авиационная мечта?
Мне хочется новых спортивных достижений, а когда-нибудь купить свой самолет.
Информационный обзор редакции.
Комментарии (0)