Президент Пермской федерации киберспорта и наследник известной театральной фамилии Павел Федотов возродил сферу компьютерных игр в Перми и готовит пермских спортсменов для игр на мировых кибераренах.
С чем связано возрождение компьютерных клубов?
Цикл повторяется. Компьютерные клубы в конце девяностых и начале нулевых были андеграундом, потом они стали очень популярны и захватили все регионы. Кругом было огромное количество клубов в каждом дворе, где-то они открывались даже в школах. После 2005 года эта тенденция пошла на спад. Это произошло из-за появления домашнего интернета на хорошей скорости и доступности компьютеров.
Сейчас происходит второй рывок киберспорта, что отразилось на компьютерных клубах. Раньше люди ходили в такие заведения просто поиграть, а сейчас приходят за соревновательной атмосферой, командной игрой и возможностью потренироваться перед соревнованиями.
Я занимался проведением турниров в Перми с 2019 года, а компьютерных клубов у нас не было, хотя в городах миллионниках по всей стране, не говоря уже про Москву и Петербург, открывались современные клубы нового формата. Если раньше это были полуподвальные помещения, куда пытались впихнуть как можно больше компьютеров, то сейчас комфорт клиента ставится на более высокое место. В компьютерных клубах теперь можно устроиться на диванчиках, посмотреть трансляцию в специальной зоне, попить чай и кофе.
Я долго искал площадки для проведения турниров, искал людей, которым было бы интересно инвестировать в эту сферу. Сложно было убедить людей в том, что компьютерные клубы набирают новый виток популярности. Все говорили, что, если это было так, то у нас в городе их было бы много. К сожалению, никто не соглашался, пока я не привлек родных и частично не вложил свои деньги. В итоге получилось открыть клуб, после которого в течение года открылись десять таких клубов.
Чем занимается федерации киберспорта?
Этот вид спорта еще очень молодой. Федерация киберспорта существует с 2016 года. Пока улажены не все бумажные процедуры, наша деятельность поступательно движется к общероссийскому уровню, мы уже присвоили порядка тридцати спортивных разрядов для участников наших турниров в Перми. Регулярно проводятся турниры: Чемпионат Пермского края, Кубок Пермского края и турниры Всероссийской киберспортивной студенческой лиги. Возможностей для участников перейти грань любительского уровня, где каждый сидит и играет у себя дома, и войти в киберспорт, почувствовать настоящий заряд на площадке, посоревноваться, получить спортивные разряды – множество.
Насколько большое сообщество киберспортсменов в Перми? И где оно базируется?
Киберспорт не такой заметный, как другие виды спорта, потому что соревноваться можно онлайн. Ковид прекрасно показал, что киберспорт фактически самый адаптированный к дистанционным соревнованиям вид спорта.
Финал Всероссийской киберспортивной лиги, в котором участвовали студенты из Политеха, проходил в режиме онлайн: спортсмены находились у себя дома или в компьютерном клубе. Были только установлены дополнительные камеры, чтобы проверить, что играет заявленный человек.
Соревнования бывают всероссийские, мировые и все они могут проходить здесь и сейчас не выходя из дома. Поэтому никакого единого центра киберспортсменов, кроме клуба, пока не существует.
В будущем мы планируем запустить секцию и начать обучать киберспорту игроков. Сейчас у двух человек в Перми есть настроение получить квалификации по специальности тренер и преподаватель киберспорта. На самом деле пока довольно сложно, так как ребят, у кого есть опыт в этом спорте, мало, и некоторым не совсем понятно, для чего им нужен статус киберспортсмена, и важен ли он вообще. Не все участники спешат оформлять разряды после турниров, поэтому, кажется, что этот вид спорта не совсем населен игроками.
В Перми мы самостоятельно проводили анкетирование и собирали информацию о тех, кто был готов участвовать в соревнованиях. Около пяти тысяч человек оценивают свои силы и готовы соревноваться. А тех, кто просто играет в соревновательные компьютерные игры и, может быть, даже не слышали про турниры, их в десятки раз больше.
Каковы успехи пермских спортсменов в турнирах?
В прошлом году студенты Политеха заняли первое место на региональном этапе между пермскими вузами и вышли в зональный этап – соревнования междугороднего уровня. Наши ребята заняли первое место в Приволжском федеральном округе и открыли себе дорогу на всероссийский этап.
Игры должны были проходить в Казани, но так как началась пандемия, мероприятие перенесли в онлайн. Это был крупный турнир с общепризовым фондом около трех миллионов рублей. Ребята из Политеха заняли третье место и выиграли часть этого фонда, но главное – опыт соревнования на всероссийском уровне. Оказалось, что наши студенты могут показать хороший уровень в разных дисциплинах.
Какие перспективы в карьере киберспортсмена?
Прямо сейчас киберспорт можно назвать современной перспективной профессией. Для большинства людей играть на профессиональной киберарене – желанная профессия с зарплатой мирового уровня, в месяц можно получать до десяти тысяч долларов, плюс призовые.
Формируются не только игроки, но и различные альтернативные карьерные возможности: можно стать тренером, заняться менеджментом киберспортивной команды или маркетингом. Существуют организации, которые запускают профессиональные трансляции так называемые студии киберспортивного вещания, в них тоже множество кадровых возможностей – комментаторы, стримеры, аналитики, режиссеры видеотрансляций техобслуживание.
Фактически это профессии, которые существовали в мире и до киберспорта, ничего нового не произошло. Но на стыке новой индустрии и старых профессий возникает иная среда, которой нужны новые специалисты. Сейчас эти должности занимают люди, которые всегда интересовались киберспортом или сами были игроками. Они постепенно учатся, получают дополнительное образование и начинают работать в этой среде.
Если говорить про тренировки, какие навыки важны и как их прокачать?
Сторонним наблюдателям часто кажется, что киберспорт незаслуженно считается спортом, ведь там нет физических нагрузок. Но это заблуждение. Ведь те же самые шахматы – это тоже вид спорта, где идет сравнение интеллектуальных возможностей.
В киберспорте для командной дисциплины, как и в волейболе или футболе, очень важно взаимодействие участников друг с другом. Нужно уметь быстро принимать решения, когда полная информация отсутствует. Например, у игрока есть 50% трехмерного пространства, и он не знает, где находится оппонент, чем он занимается и какую стратегию выбрал. Получая крупицы этой информации, участники обмениваются ей между собой и решают, как действовать. В стратегических играх также нужно учитывать много разных факторов: потребление ресурсов, движение соперника, его стратегия, скорость реакции. Обычно в профессиональном киберспорте спортсмены к 23–24 годам выходят на «пенсию» и становятся тренерами, организаторами турниров или руководителями команд, потому что реакция постепенно идет на спад, а в некоторых играх это очень критично.
Во что вы играете и участвуете ли в соревнованиях?
Мое увлечение киберспортом связано как раз с тем, что профессиональным игроком мне уже не стать. Я понимал, что мои игровые навыки находятся на среднем уровне, но увидел возможность организовать сообщество киберспортсменов и начать деятельность по популяризации и развитию киберспорта в Перми. Так что сам я профессионально не играю и в соревнованиях не участвую. Играю в некоторые популярные игры для того, чтобы, так сказать, держать руку на пульсе.
Как ваша семья относится к тому, чем вы занимаетесь?
В тот момент, когда я был очень увлечен этой сферой, для семьи это было непонятным хобби. Со временем, когда и мама, и отец увидели, что индустрия развивается, они меня начали поддерживать.
Есть такой интересный феномен. Когда человек впервые слышит о киберспорте, он думает: «Удивительно. Никогда не обращал внимания на то, что существует такой вид спорта, что соревнования по компьютерным играм могут проходить на стадионах, что есть спортивные команды, у которых есть тренера, массажисты, психологи». Потом проходит буквально несколько месяцев, человек начинает замечать огромное количество информации на этот счет, видит в новостях, что прошел очередной турнир, на котором разыграли тридцать миллионов долларов, слышит, что очередной 16-летний участник внезапно занял первое место и стал миллионером.
Поэтому, когда я рассказал родителям, они тоже начали замечать и поняли, что это современная индустрия, которая двигает цифровые компетенции молодежи.
Текст: Кристина Бабушкина, Виктория Абрамова
Фото: Дмитрий Филиппов
Комментарии (0)