«Пермь как фильм», над которым работает киностудия «Новый курс» и «Пермская синематека», — это масштабный кинопроект, объединяющий 13 документальных и игровых картин, которые зрители смогут увидеть летом 2023 года. Большая дата — трехсотлетие Перми, к которому проект и приурочен. Расскажем вам о задачах, идеях, задумках кинопроекта, а также об интересных, почти экстремальных историях со съемочной площадки.
Изначально «Пермь как фильм» задумывался как совершенно другой проект — поиски и сбор исторического видеоархива от «Нового курса». Деятельность по оцифровке любительской хроники началась еще в нулевых, а в 2013 на оцифровку части этой хроники даже был получен грант, однако создаваемый архив оставался не вполне системным. Уже чуть позже, когда в сообществе пермских кинематографистов пошли разговоры о юбилее родного города и о шансе проявить себя перед всей страной, команда режиссеров пришла к выводу, что видеоархив, как визуальное и антропологическое свидетельство о том, какой была Пермь в разные эпохи, — это идеально подходящий материал, который нужно представить миру. Само название отсылает к книге «Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе ХХ века» Владимира Абашева, раскрывшего Пермь как отдельный феномен русской культуры.
Когда стало понятно, что у всех на глазах зарождается глобальный и значимый проект, начало происходить настоящее кинематографическое чудо: объединение прошлого, настоящего и будущего через призму ощущений каждого из режиссеров.
«В фильмах присутствует огромный пласт исторического архивного кино, который полностью переосмысляет различные временные эпохи. Например, недавно внутри нашей команды прошел черновой просмотр фильма «На пороге нового века» к 100-летию Пермской художественной галереи. Это кино можно назвать действительно эпохальным — оно не только про Пермь 20-ого века, движущегося к 21-ому, но и про всю Россию в целом. Пермская галерея в принципе воспринимается как городской символ, отражающий Пермь и ее сущность. По ней видно город, так многие считают. И о подобных местах силы говорить очень важно. Не менее важно и показывать их развитие во временном контексте. Да и в целом наша главная идея, протягивающаяся на протяжении всего киноцикла, заключается в том, что осмысление прошлого помогает жить в настоящем и думать о будущем. Конечно, осмысляет каждый режиссер по-своему. У нас есть фильм Бориса Караджева «Воспоминания о городе М», в процессе создания которого он опирается на уходящую натуру, то есть на воспоминания о уже несуществующем городе Молотов. Есть картина Галины Красноборовой «Частная жизнь», тоже основанная на хроникальных кадрах Перми, зафиксированных людьми на видеокамеры. Интересно также, что Галина делает явный акцент на теме детства, сравнивает, как эту беззаботную пору проводили дети прошлых поколений, и как проводят дети уже нашего времени. Или же взять наш с Ксенией Гашевой фильм «Дом ученых»: дом — это маленький мир. Маленький мир как модель большого мира 50-ых – 70-ых годов. Готовятся и фильмы исключительно с современными кадрами: «Женское лицо», «Я — Пермь» и «Продавец счастливой пиццы». Это уже, безусловно, современная Пермь глазами современных кинематографистов, коллективный образ городского полотна. Пермь как самостоятельный герой и единый организм. Живущий, дышащий, молодеющий и стареющий одновременно», — рассказала Ольга Аверкиева, режиссер и продюсер документального кино, автор нескольких фильмов к 300-летию Перми.
Все тринадцать фильмов можно поделить между собой по нескольким жанрам: документальное наблюдение (режиссер и съемочная команда следуют за своими героями), фильмы, основанные на архивной хронике, и игровое кино (в арсенале всего одно — «Продавец счастливой пиццы» от режиссера Алексея Романова, чей фильм «Полено» был показан на Каннском фестивале). Говоря о документальном кино нужно понимать, что в нем нет элемента стабильности, поэтому режиссеры вынуждены подстраиваться под условия, в которых они оказываются, и порой эти условия становятся для команды настоящим испытанием на прочность. Так, режиссер фильма «Женское лицо» Олеся Епишина, снимающая о женщинах в сфере благотворительности, поделилась с нами личным примером опыта работы в экстремальной ситуации на съемочной площадке:
«Наша самая, на мой взгляд, сложная съемка началась так: героиня Ксения из поискового отряда «ЛизаАлерт» внезапно написала о том, что отправляется на поиски человека в Гремячинск, и, как стало известно чуть позже, начинаются поиски в шесть утра. Ольга Аверкиева (режиссер) очень оперативно отыскала для нас машину, и уже в четыре часа, абсолютно не выспавшиеся, мы находились в пути. Это было безумно тяжело: девять часов ходили по лесу, буреломам и горам, на каждом привале дремали. Дико устали. А еще в добавку где-то рядом бродил медведь: ребята из поисковой команды находили следы, по которым определяли, что буквально полчаса назад медведь проходил недалеко от нас. Они, конечно, уже привыкшие, могут отогнать, если понадобится, но нам, режиссерам, было страшно. Мы все переглянулись между собой и про себя подумали: «Господи, хоть бы нас тут не съели!»
На данный момент все входящие в цикл «Пермь как фильм» кинокартины находятся на стадии монтажа, и в работу над ними погружен без исключения каждый пермский профессиональный кинематографист. Хоть и говорить о влиянии фильмов на общество довольно рано, — результаты мы увидим только в 2023 году, — оценить вклад проекта в культурную лепту можно уже сейчас: наши пермские авторы подсвечивают историю города и на понятном, но все же языке искусства, знакомят с ней жителей, чем, собственно, и вдохновляют. А ведь любому человеку вдохновляться очень важно. Еще важнее понимать, что за вдохновением далеко идти не нужно: вот они — сильные, храбрые, умные, великие люди прошлого и настоящего, а главное — основатели будущего. Прямо рядом с нами. Такие же пермяки, как и мы.
Текст: Арина Аманова
12+
Комментарии (0)