Пока российская киноиндустрия стоит на пороге ренессанса, Пермь уже стала колыбелью и символом ее возрождения: в этом году на большие экраны выходят четыре фильма, снятых в Прикамье. Почему именитые режиссеры и продюсеры стремятся снять свои картины в городе на Каме, и как стать центром притяжения кино во всей Российской Федерации, рассказала Алёна Семерикова-Волкова, директор АНО «Центр развития кинопроизводства».
Кто был инициатором создания «Центра развития кинопроизводства»?
Первым потенциал региона в плане развития сферы кино озвучил губернатор Дмитрий Николаевич Махонин.
Я, в свою очередь, вышла с предложением создать автономную некоммерческую организацию «Центр развития кинопроизводства», главная задача которой – развить кино в крае до индустрии. Предложение было одобрено летом 2021 года на системном часе по культуре у губернатора.
Когда и как центр российского кинопроизводства начал сдвигаться в сторону Перми?
Было много предпосылок для этого. Центром документалистики Пермь была давно. Колоссальную работу в этом направлении проделали наши коллеги, с которыми мы дружим и общаемся, и лично художественный руководитель киностудии «Новый курс» и президент МКФ «Флаэртиана» Павел Анатольевич Печенкин.
Большую роль сыграл уникальный проект, направленный на развитие кинематографии в Пермском крае, — «Социальный кинозал». Идея простая: в деревне с населением 500–700 человек в помещении бывшего дома культуры или спортивного зала создается кинотеатр. В результате мы получаем возможность доносить разнообразный контент до населения. К концу 2022 года в крае будет 131 работающий социальный кинозал.
Отмечу также анимационную студию «Капризка». Они делают свой авторский продукт — мультсериал «Капризка», который недавно вышел в онлайн-кинотеатре IVI. Студия также выполняет ряд проектов для «Союзмультфильма» и других крупных заказчиков. Кроме того, «Капризка» работает и как продюсерский центр: курирует несколько небольших кинопроектов, в основном документальных, и оказывает приезжающим кинокомпаниям ряд услуг по предоставлению оборудования.
Какие мощности есть у «Центра развития кинопроизводства» для съемочных команд?
В штате — восемь человек. Есть специальный отдел сопровождения проектов. Его сотрудники переходят из картины в картину или с картины на фестиваль и, в основном, занимаются поиском локаций и проведением кастингов — самыми интересными этапами для населения.
У нас нет техники, нет транспорта и нет планов по их покупке. Наша задумка следующая. Мы строим отрасль, которой не было. Мы создаем поток съемок фильмов для того, чтобы в регионе развивался малый бизнес, а также создаем рабочие места для пермяков. Ведь кино как индустрия — это гораздо шире, чем работа на площадке. Персоналу нужно где-то жить, что-то есть, где-то брать в аренду машины и костюмы. Цель нашей организации — наладить работу индустрии.
В чем преимущество Пермского края перед той же Москвой?
Если говорить про очевидное, то в первую очередь, это уникальность пермских локаций. Обратите внимание при просмотре российских сериалов и кино – там фигурируют одни и те же московские дома, одни и те же квартиры, одни и те же улицы.
Второе — это доступность. Исторически так сложилось, что все кино сосредоточено вокруг Москвы. Соответственно, ценник там колоссальный, потому что конкуренция бешеная. У нас выгоднее.
В-третьих, в Перми есть возможность построить новую инфраструктуру и наладить работу специалистов, опираясь на современные и эффективные бизнес-процессы. Индустрия кинопроизводства сейчас требует реновации и главное — пересмотра взглядов на процесс. И поменять взгляды, как правило, гораздо сложнее, чем купить новую технику.
Четвертое безусловное преимущество — территориальная особенность Перми. Это и близость к Москве, и ширина края. Вы знаете, какое у нас богатство натурных локаций! Есть ли у нас лиственные леса? Есть. Хвойные? Есть. Тайга? Горы? Все есть.
Я бывала в командировках в других городах и обратила внимание, что вся эта шикарная современная застройка убивает «киношность» городов полностью. А в Пермском крае, и в Перми, в частности, мы сумели сохранить наши красивые улицы с фактурными домами. И это тоже огромное преимущество Перми.
В этом году два полнометражных игровых фильма будут сниматься только на пермских локациях. Это говорит о том, что снимать есть где. Наша задача — сделать все возможное, чтобы Пермь стала центром кинопроизводства и притяжения кино во всей Российской Федерации. Миссия «Центра развития кинопроизводства» — построить Голливуд в России.
Чего сейчас не хватает Перми, чтобы привлечь еще больше кинопроектов в край?
Самое главное — образованных специалистов. Подготовить «хлопушку», которая ассистирует режиссеру и ведет монтажные листы, мы можем сами, но режиссера, сценариста или продюсера мы обучить не сможем. Поэтому нужно не просто реабилитировать обучение по этим специальностям, а открыть обучение в Перми на другом уровне.
Разве в Перми есть база для этого?
На том уровне, на который мы замахнулись, у нас здесь должен быть филиал ВГИКа, не меньше. Нам очень не хватает образованных специалистов. Причем, когда я говорю образование, я имею в виду не только вузы, но и частные курсы.
Например, в Москве есть очень хорошие курсы, которые за три месяца готовят второго режиссера. Значит, мы тоже можем применить этот кейс у себя. Но и первый состав — режиссеров, продюсеров и актеров — нужно готовить.
Кстати, на региональных актеров сейчас наблюдается колоссальный спрос —самобытности очень не хватает. Актеры нужны с опытом, но театрального опыта при этом бывает недостаточно - человеку нужно время, чтобы привыкнуть к камере.
Сейчас мы ведем переговоры с администрацией ВГИКа и Высшей школы экономики. Очень надеемся, что у нас выстроится сотрудничество.
Как сейчас вы решаете задачу с поиском необходимых для съемок специалистов?
У нас есть уникальный кейс — стажеры кинокомиссии. В киношной среде про него уже ходят легенды, потому что московские кинокомпании, которые в прошлом году приезжали сюда снимать, говорят, что такого не видели нигде.
Все началось со съемок фильма «Многотрудная жизнь Ивана Семенова», мы кинули клич: «Ребята, кто-то хочет помочь на площадке? Но бесплатно!» Желающих оказалось много, и они все работали. Мы их назначили стажерами, обучили, подтянули на разные должности. Сейчас они прикрепляются к проектам как специалисты третьего звена.
В апреле в Перми проходили съемки фильма Анны Меликян «Чувства Анны». Меня попросили найти трех рабочих. Выбираю из стажеров троих и отправляю их на съемки. В первый день прихожу на площадку и вижу там двенадцать человек! Никто даже мне не сообщил. Ребята просто отправились на закрытый завод, где проходили съемки, в обход всего, и попросились поработать бесплатно. Кинокомпания была настолько впечатлена, что заплатила всем.
Последний, но самый важный вопрос. Почему вас так заботит судьба кино?
Всю жизнь, сколько себя помню, у меня была мечта — я очень хотела работать в кино. Когда я заканчивала школу, у меня был выбор: либо уезжать отсюда и пробовать себя в кино, либо заниматься чем-то другим. Родители как-то повлияли на меня, и я засомневалась. Мне понадобилось почти двадцать лет, чтобы попробовать сначала одно, потом другое, и прийти к тому, чем я мечтала заниматься всю жизнь.
Никогда я так не работала, как сейчас, я всегда на связи — 24/7. Но никогда в жизни я не получала такого колоссального удовольствия от работы. Каждый день я благодарна за то, что у меня есть возможность заниматься кинопроизводством здесь в Перми, где живут мои близкие, мои друзья.
Я прожила три года на Кипре. И знаете, когда я вернулась, то поняла, что никогда в жизни так Пермь не любила. Мы живем в совершенно уникальном месте. Пермь — это потрясающий город. Просто мы привыкли к нему и иногда обращаем внимание на какие-то нюансы, которые на самом деле не так и важны. Поэтому я безумно благодарна случаю, губернатору и Министерству культуры Пермского края и всем тем, кто поддержал этот проект, за то, что сейчас у меня есть возможность заниматься тем, что мне нравится. А у наших детей будет другой выбор, не такой, как у меня.
Интервью: Анастасия Толкач
Фото: Константин Кожевников
Комментарии (0)