Наталия Попова, предприниматель, основатель ТМ HOBO CODE, генеральный продюсер телеканала «РБК Пермь» и «Девятка ТВ» в Кирове вносит свой вклад в развитие регионального телевидения, не хоронит «голубой экран» и предсказывает его скорую революцию. Специально для нас Наталия рассказала, как вместе с командой делает «РБК Пермь» телеканалом нового поколения с собственным региональным контентом.
Телевидение умерло? Что вообще сейчас происходит с современным телевидением?
Уже очень много лет говорят, что телевизор умирает. Когда я только начинала заниматься телевидением, с ним не могло сравниться ни одно другое СМИ. У меня есть опыт работы и на радио, и в газете, и в глянце, поверьте, круче и больше, чем телевидение, не было ничего.
Понятно, что сейчас телевидение перестало быть ведущим источником информации, интернет откусывает от него очень существенные куски, доходы некоторых блогеров сопоставимы с рекламными бюджетами федеральных каналов. Но я всегда говорю, что на наш век и на век наших детей телевизора хватит.
Второй момент. К чести людей, которые делают современное телевидение, они достаточно оперативно реагируют на рынок. Даже такие олдскульные средства массовой информации как центральные каналы. Посмотрите, какой был «Первый канал» два года назад, и какой он сейчас. Честь и хвала им, потому что канал и по сей день остается таким монстром, который оперативно разворачивается в сторону трендов. Все телевидение начинает думать о том, как ему измениться. Измениться для того, чтобы не умереть.
Телевидение перестает быть просто ящиком на стене. Сегодня телевизор – это не единственный канал, по которому вы можете посмотреть телевизор, как бы это парадоксально ни звучало. Если несколько лет назад тебя спросили, где ты смотришь телевизор, ты бы очень удивился. Сейчас же, когда человек говорит, что не смотрит телевизор, чаще всего подразумевается устройство, а не сами телевизионные передачи. Так или иначе, все смотрят телеканалы просто в других источниках на просторах интернета. Любой уважающий себя телеканал представлен во всех социальных сетях.
Люди научились адаптировать телевизионные форматы к той или иной сети: прямые эфиры в «ВКонтакте», сториз и короткие видео с титрами в инстаграме* и даже TikTok. Новостники зашли в TikTok, что уж говорить о развлекательном контенте. Телевидение становится мультиплатформенным, оно может настигнуть вас везде. Звучит слегка пугающе. (Смеется.)
Помимо того, что телевидение адаптируется под форматы и носители, телевидение еще начинает адаптироваться под тренды восприятия информации. Если раньше мы включали центральные каналы, то видели так называемые кирпичи – железобетонные часовые и более программы с медленной и плавной нарезкой, сделанные под старшую аудиторию. Теперь все программы вне зависимости от возраста целевой аудитории строятся по следующим принципам: клиповый формат, быстроменяющиеся кадры, кислотные цвета, «залипательная» картинка, интерактивы, бодрая музыкальная подложка. Все работает на то, чтобы зрителя зацепить и оставить на канале, на то, чтобы он не заметил, как прошло время.
История о том, что телевизор сейчас никто не смотрит – это такое лукавство высоколобых интеллектуалов, которые искусственно пытаются оградить себя от «зомбирования» на определенных носителях.
Я считаю, что у каждого свое телевидение, как и свой фейсбук, свой инстаграм*, свой TikTok. Кто-то говорит, что TikTok – это зло, где людей на ковер тошнит. А у меня вот другой TikTok: у меня там кошечки, собачки, все шутят и пляшут. И с фейсбуком такая же история, и с телевидением. У тебя есть мозг, руки, пульт и пятьсот каналов, никто не заставляет тебя останавливаться на первых нескольких и становиться объектом зомбирования.
По сравнению с федеральным телевидением региональным телеканалам проще или сложнее работать
С одной стороны – сложнее, с другой стороны – проще. Понятно, что таких бюджетов, как у федералов, в регионах нет (и даже отдаленно не предполагаются). В то же время у регионального телевидения есть определенная свобода в выборе контента и концепции. Я считаю, что ни один федеральный канал не сравнится с региональным по степени свободы творчества. Многие мои сотрудники, уехав в Москву, и работая на серьезных федеральных каналах, ностальгируют по временам, когда их фантазия и творческое начало было ограничено только хронометражом. Ну и часто бюджетом. (Смеется.)
Согласны ли вы с тем, что летний период характерен низкой активностью рекламных кампаний?
У хорошего СМИ летний период не может быть спокойным. Для телевидения это золотая пора промоактивности, прекрасная возможность выйти на улицы, к людям. Даже если падает телесмотрение и активность традиционных рекламодателей, всегда есть возможность заработать на офлайн-мероприятиях. Ведь практически каждое региональное СМИ – это агентство полного цикла.
Я считаю, что сезонности – это вещь, которую придумали ленивые продавцы и маркетологи. У хорошего продукта не бывает сезонности.
Как поменялась концепция телеканала «РБК Пермь»?
Наверное, самое важное, что произошло, мы вышли к зрителю, вышли на пермский рынок. Наша главная задача – рассказать городу о том, что мы есть, что существует не просто федеральное «РБК», а существует «РБК Пермь» с собственным контентом, журналисткой политикой, собственными «звездами».
Расскажите о планах по завоеванию пермского телезрителя.
Наша первостепенная задача – выйти на более массовый рынок и доказать что «РБК» – это не только канал для тех, кто интересуется бизнесом и политикой. «РБК» – это канал на порядок с более широким диапазоном тем, и это канал в первую очередь для думающего зрителя, для людей, у которых есть интеллект и есть желание все время оставаться в курсе самых важных событий мира и страны.
Во-первых, я думаю, ни для кого не секрет, что на «РБК» работают одни из самых профессиональных журналистов этого города. Мало кто еще в Перми может так глубоко погружаться в серьезные темы, так качественно проводить интервью, являться таким авторитетом для зрителя.
Во-вторых, я, надеюсь, что весь мой профессиональный и жизненный опыт (MTV, новостной канал, глянец, консалтинг, мультиформат, который мы сейчас делаем в Кирове) – очень пригодится в Перми. Ведь главный закон современного мира – чем шире и свежее взгляд, тем интереснее может быть конечный результат.
Кроме того, я предприниматель с 25-летним стажем, у меня действующий бизнес в Саратове. Мне уж точно есть о чем поговорить с бизнесом, я слишком хорошо понимаю, как во всем этом жить. Не выживать, а именно жить и развиваться.
Какие проекты мы увидим на «РБК Пермь» в обозримом будущем?
В ближайшее время будет серьезно модернизирован новостной формат. Он и сейчас неплох, но мы будем работать в сторону интерактивности, прямых эфиров и больших дискуссий. Уже было несколько эфиров нового проекта «Открытый вопрос», который, я думаю, станет одним из самых главных аналитических дискуссионных форматов на пермском телевидении.
Большой блок новых продуктов подарит нам редакция тематических программ. В редакции собрались мегаинициативные и генерирующие люди, которые работают над проектом, как швейная машинка. Вышло несколько выпусков мультиплатформенного проекта «КЭП» («Как это понимать». — Прим. ред.).
Это гибрид инстаграм-эфира* и телевизионной версии. В нем мы обсуждаем вместе с экспертами актуальные, а порой и хайповые темы: брачный контракт, социальная адаптация детей, как стать специалистом мирового уровня, не выезжая из провинции и так далее.
В конце июня запустим мой авторский проект. У меня в гостях будут два предпринимателя, с которыми мы будем обсуждать последние тренды в предпринимательской сфере. Я делаю похожий проект в Кирове на канале «Девятка ТВ» под названием «Тургенев TV», только там с гостями я обсуждаю интернет-тренды. Мы возьмем кировский опыт и перенесем его на пермскую землю, приправив бизнес-историями – получится образовательный и при этом очень свежий и занимательный формат. Многим будет интересно узнать, о чем думают местные предприниматели, как на них влияют мировые тенденции, вдохновляются ли они ими, а также узнать, чем живет мировой бизнес.
К счастью, мир сейчас не имеет границ. Ты можешь жить в Перми, иметь дело в Перми, при этом быть звездой мирового масштаба и выходить на мировой рынок.
У вас таких примеров очень много. В этом отношении у вас очень прокачанный город. В первую очередь нужно развиваться и выходить за рамки своего сознания. Уверена, это как раз будет тот проект, который даст людям толчок к развитию.
Прошлогодний локдаун был нелегким испытанием для всех. Как «РБК Пермь» переживал этот период?
У тех холдингов, которыми я руковожу, серьезное падение рекламных бюджетов было зафиксировано только в первый месяц локдауна. Вскоре рекламодатель начал постепенно возвращаться по одной весомой причине – существенно вырос объем телесмотрения и соответственно телеаудитории. Бизнес понял, что жизнь не закончилась и начал искать новые формы своей работы (онлайн-продажи, например).
Тенденция к росту телесмотрения была общероссийской, на некоторых телеканалах был замечен колоссальный прирост телесмотрения – до 300%, просмотр новостей подскочил вверх на 200 – 300%. Самое главное, когда закончилась жесткая изоляция, телесмотрение, конечно же, упало, но не до первоначальных показателей. Ситуация стала на порядок лучше, чем до пандемии. Конечно же, не у всех на региональном медийном рынке такая радужная ситуация. Мы скорее исключение из правил. Наш рост произошел еще и за счет смены менеджмента, качественного улучшения контента и появления маркетинга в принципе как явления.
*Instagram признана российским судом экстремистской организацией, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации
16+
Фото: Константин Кожевников
Комментарии (0)