18+
  • Развлечения
  • Кино и сериалы
Кино и сериалы

Поделиться:

Режиссер и драматург Николай Гостюхин завершил работу над своим дебютным фильмом «Иллюзии»

Жанр фильм-спектакль переживает ренессанс: режиссер и драматург Николай Гостюхин снял свою дебютную картину «Иллюзии» по одноименной культовой пьесе Ивана Вырыпаева, перенеся действие в пространство кабинета семейного психотерапевта, где две молодые пары открываются и решаются на искренний разговор.

Как вам дался переход из театрального режиссера в режиссера кино?

Переход дался на удивление легко. Хотя мне и казалось, что будет сложнее. Когда-то давно я для себя сам решил, что кино заниматься не буду. Помню, что снимал с одной немецкой студией видеопродакшена музыкальный клип в Берлине и в какой-то момент понял, что съемки не мое. Опыт оказался так себе. Театр – тогда и сейчас – казался понятней и ближе. Так что в кино я не особенно стремился, хотя когда-то несколько раз даже пытался поступать во ВГИК: ездил в Москву, проходил вступительные этапы, даже проходил однажды, но что-то не срослось, зато познакомился с несколькими прекрасными ребятами, которые сейчас уже снимают и снимаются в кино.

Кроме того, принцип игры в кино несколько отличается от театра. В театре всегда есть живой зритель (в зале), а в кино этот зритель всегда по ту сторону экрана. Разница в том «на кого работает» актер. То есть, в театре актеры (и чаще режиссер) сразу видят того, «для кого» они сделали спектакль и соответственно видят реакцию зрителей. А в кино – режиссер и актеры договариваются, что они разыгрывают историю для невидимого зрителя по ту сторону кинокамеры. Мы договариваемся и знаем, что он там и потом будет смотреть. Поэтому актеры «говорят» с ним.

Еще любопытно, что я всегда, перед каждым спектаклем говорю с актерами про сегодня и про сегодняшнего зрителя, чтобы они понимали, что даже если это тот же самый спектакль, что они играли вчера, то зритель другой, у него другие мысли и ощущения. Например, так было во время проката спектакля «Волнение», когда перед второй премьерой и перед самым локдауном, я говорил с актерами о том зрителе, который накрученный новостями о ковиде придет к нам сегодня на спектакль. Соответственно, мы должны были с этим зрителем говорить с позиции этих знаний и передавать ему ощущение спокойствия, ощущение того, что вот де-то там за пределами зала есть мир, который пока не понимает, что ему делать с эпидемией, а мы здесь в зале знаем, что делаем. И это уникальное чувство.

Об этом же я говорил и своим актерам на съемках «Иллюзий»: Ксюше Отиновой, Диме Нескоромному, Леше Каракулову и Кате Мудрой. В начале каждого съемочного дня говорил о том, чтобы они четко понимали с каким настроением сейчас заходят в кадр и с какими мыслями их могут смотреть зрители. Ведь тогда в начале съемок и сейчас было понятно, что все эти ограничения и повсеместный онлайн продлятся как минимум до конца 2021.

Ну а ближе мне театр. Даже с учетом опыта съемки «Иллюзий». Хотя и в кино я теперь понимать стал больше. Мудрее немного стал. Спасибо актерам, научили меня. (Cмеется.)

 

Премьера фильма запланирована на весну этого года. Посмотреть его можно будет на сайте process.theater

 

 

Как повлияло на вашу работу отсутствие зрительного зала?

Мой зрительный зал теперь переместился в зал кинотеатра, где мы будем делать премьерный показ, так что зал стал больше. Ну и залом теперь стало любое помещение, в котором любой человек будет смотреть «Иллюзии». А смотреть их можно будет на смартфоне, планшете, смарт ТВ и даже проекторе. Потому что фильм будет на таком классном сервисе, у которого есть приложение для всех платформ. Кроме того, мы еще на этапе съемки договорились, что качество должно быть очень высоким. Так что у нас качество самого видео такое, что его можно одинаково легко смотреть как на проекторе в кинотеатре, так и дома на ноутбуке. Качество – 4К, так что вы даже сможете разглядеть слезы в глазах актеров. (Смеется.)

Но если серьезно, то никак не повлияло. Грустно конечно, что ограничения в театрах ослабляют в последнюю очередь. Из-за этого мы, кстати, решили окончательно отменить третью премьеру «Волнения», потому что давно пора было, но мы ждали до последнего.

А так, вот, новая реальность предлагает новые обстоятельства. И знаешь, как в «Действенном анализе пьесы» А. М. Поламишева мы в них действуем. Крупный бизнес и IT, например, тоже перестроились. Так что мы в бюро PROCESS тоже поняли, что нужно перестраиваться и пробовать что-то новое. К счастью, особых сложностей этот переход не вызвал. Кроме того, зритель теперь сможет безопасно для себя посмотреть фильм-спектакль дома. Но при этом это будет настоящий спектакль, а не просто записанное видео, как в начале карантина делали и сейчас делают многие российские и зарубежные театры.

Какое участие в процессе принимал Иван Вырыпаев?

Ваня мудро выслушал меня и мою идею фильма, дал разрешение на съемки, а потом написал «ну супер», когда я отправил ему тизер. В принципе, на этом его участие (пока) и ограничилось. Но он, конечно, радеет за этот жанр, сам готовит новый проект, связанный со стихами. Так что ему интересно. И интересно, что у нас получится.

18+

Фото: архивы пресс-служб

Материал из номера:
Март-Апрель 2021

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: