Жанр фильм-спектакль переживает ренессанс: режиссер и драматург Николай Гостюхин снял свою дебютную картину «Иллюзии» по одноименной культовой пьесе Ивана Вырыпаева, перенеся действие в пространство кабинета семейного психотерапевта, где две молодые пары открываются и решаются на искренний разговор.
Как вам дался переход из театрального режиссера в режиссера кино?
Переход дался на удивление легко. Хотя мне и казалось, что будет сложнее. Когда-то давно я для себя сам решил, что кино заниматься не буду. Помню, что снимал с одной немецкой студией видеопродакшена музыкальный клип в Берлине и в какой-то момент понял, что съемки не мое. Опыт оказался так себе. Театр – тогда и сейчас – казался понятней и ближе. Так что в кино я не особенно стремился, хотя когда-то несколько раз даже пытался поступать во ВГИК: ездил в Москву, проходил вступительные этапы, даже проходил однажды, но что-то не срослось, зато познакомился с несколькими прекрасными ребятами, которые сейчас уже снимают и снимаются в кино.
Кроме того, принцип игры в кино несколько отличается от театра. В театре всегда есть живой зритель (в зале), а в кино этот зритель всегда по ту сторону экрана. Разница в том «на кого работает» актер. То есть, в театре актеры (и чаще режиссер) сразу видят того, «для кого» они сделали спектакль и соответственно видят реакцию зрителей. А в кино – режиссер и актеры договариваются, что они разыгрывают историю для невидимого зрителя по ту сторону кинокамеры. Мы договариваемся и знаем, что он там и потом будет смотреть. Поэтому актеры «говорят» с ним.
Еще любопытно, что я всегда, перед каждым спектаклем говорю с актерами про сегодня и про сегодняшнего зрителя, чтобы они понимали, что даже если это тот же самый спектакль, что они играли вчера, то зритель другой, у него другие мысли и ощущения. Например, так было во время проката спектакля «Волнение», когда перед второй премьерой и перед самым локдауном, я говорил с актерами о том зрителе, который накрученный новостями о ковиде придет к нам сегодня на спектакль. Соответственно, мы должны были с этим зрителем говорить с позиции этих знаний и передавать ему ощущение спокойствия, ощущение того, что вот де-то там за пределами зала есть мир, который пока не понимает, что ему делать с эпидемией, а мы здесь в зале знаем, что делаем. И это уникальное чувство.
Об этом же я говорил и своим актерам на съемках «Иллюзий»: Ксюше Отиновой, Диме Нескоромному, Леше Каракулову и Кате Мудрой. В начале каждого съемочного дня говорил о том, чтобы они четко понимали с каким настроением сейчас заходят в кадр и с какими мыслями их могут смотреть зрители. Ведь тогда в начале съемок и сейчас было понятно, что все эти ограничения и повсеместный онлайн продлятся как минимум до конца 2021.
Ну а ближе мне театр. Даже с учетом опыта съемки «Иллюзий». Хотя и в кино я теперь понимать стал больше. Мудрее немного стал. Спасибо актерам, научили меня. (Cмеется.)
Как повлияло на вашу работу отсутствие зрительного зала?
Мой зрительный зал теперь переместился в зал кинотеатра, где мы будем делать премьерный показ, так что зал стал больше. Ну и залом теперь стало любое помещение, в котором любой человек будет смотреть «Иллюзии». А смотреть их можно будет на смартфоне, планшете, смарт ТВ и даже проекторе. Потому что фильм будет на таком классном сервисе, у которого есть приложение для всех платформ. Кроме того, мы еще на этапе съемки договорились, что качество должно быть очень высоким. Так что у нас качество самого видео такое, что его можно одинаково легко смотреть как на проекторе в кинотеатре, так и дома на ноутбуке. Качество – 4К, так что вы даже сможете разглядеть слезы в глазах актеров. (Смеется.)
Но если серьезно, то никак не повлияло. Грустно конечно, что ограничения в театрах ослабляют в последнюю очередь. Из-за этого мы, кстати, решили окончательно отменить третью премьеру «Волнения», потому что давно пора было, но мы ждали до последнего.
А так, вот, новая реальность предлагает новые обстоятельства. И знаешь, как в «Действенном анализе пьесы» А. М. Поламишева мы в них действуем. Крупный бизнес и IT, например, тоже перестроились. Так что мы в бюро PROCESS тоже поняли, что нужно перестраиваться и пробовать что-то новое. К счастью, особых сложностей этот переход не вызвал. Кроме того, зритель теперь сможет безопасно для себя посмотреть фильм-спектакль дома. Но при этом это будет настоящий спектакль, а не просто записанное видео, как в начале карантина делали и сейчас делают многие российские и зарубежные театры.
Какое участие в процессе принимал Иван Вырыпаев?
Ваня мудро выслушал меня и мою идею фильма, дал разрешение на съемки, а потом написал «ну супер», когда я отправил ему тизер. В принципе, на этом его участие (пока) и ограничилось. Но он, конечно, радеет за этот жанр, сам готовит новый проект, связанный со стихами. Так что ему интересно. И интересно, что у нас получится.
18+
Фото: архивы пресс-служб
Комментарии (0)