Протестное искусство улиц постепенно переходит в более легальную форму и теряет былую агрессивность. Мы разобрались в смене вектора и поговорили с уличными художниками-патриотами новой волны, заговорившими на языке хулиганов и нонконформистов.
Начнем с того, что изначально главной функцией стрит-арта был протест против системы. Городские стены выполняли роль своеобразной трибуны, на которой каждый может высказать своё мнение, при этом, не перекрикивая другого. Репутация граффити, связанная с субкультурой, оппозиционной государственным властям, зародилась в Америке и Европе после первой мировой войны в ситуации великой депрессии, продолжилась в конце 60-х во время забастовок в Париже и вылилась в яростный социальный «бомбинг» нью-йоркской подземки 70-х.
Сегодня всё больше и больше стран используют граффити как средство городской коммуникации между государством и обществом. За последние годы на языке, который раньше принадлежал хулиганам и нонконформистам, заговорили патриоты новой волны.
Так, например, во время протестных акций 2011 года стены екатеринбургских зданий расписывали трафаретными изображениями Владимира Путина. Черно-белое граффити изображало президента, который ножницами отрезает букву «r» в слове «revolution», так что получается слово «evolution» (отсылка к коронной фразе: «Нам не нужна революция, нам нужна эволюция», сказанной на одной из пресс-конференций в Кремле).
Тенденция снизить общественное недовольство посредством наглядного объяснения, куда движется страна и ее лидер особенно нарастала в кризисные политические моменты. С этой точки зрения, присоединение Крыма к России в 2014 стало настоящим патриотическим художественным прорывом. В конце марта этого года в Москве и Петербурге стартовал проект «Две тысячи домов России», в рамках которого пресловутые две тысячи стен будутукрашены рисунками на пророссийскую тематику. Первый появился уже спустя несколько дней — огромная надпись «Крым и Россия — вместе навсегда» нарисовал на фасаде одного из столичных зданий на Таганской площади Александр Дягилев, экс-участник движения «Наши». Следующей гигатской картиной на улице Александра Солженицына занялись художники, которых Дягилев объединил после городского фестиваля «Лучший город земли» под брендом «ЛГЗ-АРТ».
![]() |
Александр Дягилев, руководитель проекта «Арт-фасад»:
|
Следующим шагом сближения граффитчиков с властью стала легализация граффити как искусства и появление так называемых «Стен свободного творчества». В Москве согласовывают 150 пространств общей площадью 28 тысяч кв. метров, где художники могут проявить себя. Власти Петербурга также запланировали выделить около 103 площадок для легального граффити в каждом районе. Под стрит-арт отдадут стены предприятий и объектов ТЭК (топливно-энергетического комплекса). Первая такая стена уже открылась в районе Удельной улицы и работает до сих пор. По словам организаторов, согласовывать эскизы художникам не требуется, но и антигосударственных лозунгов они не потерпят.
![]() |
Николай Super, команда funk fanatix:
|
![]() |
Евгений Дворников, художник:
|
Творческий ура-патриотизм двигался по нарастающей и достиг своего апогея 6 октября 2014 года — в день рождения Владимира Путина. На семи домах в разных городах России появились брандмауэры с буквами, вместе составляющие слово «спасибо». Так молодежный прокремлевский проект «Сеть» решил поздравить президента с 62-летием. В Петербурге, на одном из домов по набережной Обводного канала изобразили, например, гигантскую букву «П» ( которой соответствует слово «Память»). В проекте «Сеть» такую акцию объяснили чувством благодарности к президенту как к «главному архитектору наших побед».
![]() |
Хазбиев Александр, пресс-секретарь Санкт-Петербургского отделения проекта «Сеть»:
|
Комментарии (0)