Культурная жизнь Перми то и дело подсвечивается интересными экспозициями в городских музеях. В конце марта художественная галерея открыла выставку, посвященную древнему Египту. На ней представили настоящий саркофаг, который предположительно принадлежит жрецу богини Исиды. «Прм.Собака.ru» рассказывает о нем подробнее, а также о других интересных экспонатах с выставок в музеях Перми.
Саркофаг жреца Исиды
До «Немного страшной выставки» Пермская галерея показывала его всего два раза – в 1950-х и в 1998-2000 годах. А вместе с ним и несколько мумий. Эти экспонаты попали в хранилище галереи после Гражданской войны – они оказались в пермском передвижном музее «Паноптикум». Изначально саркофаг и мумия выставлялись как нечто единое, считается, что так они и попали в Пермь в начале XX века.
Но после реставрации, которую проводили несколько лет назад, стало известно, что мумия и саркофаг принадлежали разным людям и, более того, – временам. Мумии относятся к египтянам, жившим в III и I веке до н.э. – тогда Египтом правила династия Птолемеев. Возраст саркофага после реставрации увеличился аж на 700 лет – он датирован XI-VII веками до н.э. Его стенки покрыты рисунками, связанными с посмертной судьбой владельца. Консультант по древнему Египту, который помогал галерее составлять «Немного страшную выставку», Аркадий Зенков сумел прочитать иероглифы на саркофаге и рассказать немного о личности его владельца. Оказывается, саркофаг принадлежал Хермипару, жрецу богини женственности и материнства Исиды.
Разобранный «Гелендваген»
Инсталляция «Антиформа №15» была создана специально для музея PERMM художником Василием Кононовым-Грединым. «Mercedes-Benz G-Class имеет богатую историю, в которой переплетаются разные временные периоды. Он является символом 1990-х и 2000-х и уже давно стал частью современной российской культуры и фольклора», – рассказывает Василий. Во время работы над антиформой он обнаружил неожиданную историю трансформаций автомобиля, которые тот перенес за свои 40 лет. Оказалось, что брутальная черная обивка автоидеала на самом деле – неродная. Во время работы были обнаружены ярко-желтый пол и внутренние элементы. А на приборной панели оказался выгравирован значок с изображением святого Христофора, который переносит по морю младенца Иисуса, и надпись gute fahrt (с немецкого – пожелание хорошей поездки). Во время создания «Антиформы №15» авто разбиралось на части, при этом автор не использовал клеящие материалы, гвозди и сварку – детали держатся сами по себе и в некоторых местах страхуются стяжками.
Роскошный радиоприемник
На выставке «Музейный дебют» в Доме Мешкова привлекает особое внимание ламповый радиоприемник высшего класса с дистанционным управлением «Фестиваль», разработанный в конце 1950-х годов. Как рассказала научный сотрудник Лидия Цвирко, к приемнику можно было подключить проигрыватель, магнитофон и дополнительный звукоусилитель. Особое размещение динамиков создавало иллюзию объемного звучания, необычная длинная клавиша на панели служила для автопоиска радиостанций. Новинка воспринималась как техническое чудо, особенно на фоне еще бытовавших патефонов. Корпус приемника изготавливался из ценных пород дерева. Стоил роскошный аппарат немало – 2760 рублей при среднемесячной зарплате около 700 рублей.
Портрет Каменского авторства Маяковского
Его предоставила для выставки, посвященной Василию Каменскому, пермская художественная галерея. Рисунок Владимира Маяковского попал туда в 1940-м году. Портрет подарил музею сам Василий Каменский – пермский поэт, художник и первый русский авиатор. Рисунок был создан в Москве, в знаменитом «Кафе поэтов», где друзья часто бывали. Место создания, как и имя того, кому адресован рисунок, обозначено на портрете рукой автора: «Маяковский Ваське. Кафе поэтов. 7 января 1918 г.». Живописных работ Маяковского сохранилось немного, больше известны его агитационные плакаты РОСТА, лубок, графика. Но и сохранившееся наследие демонстрирует художественный дар поэта.
Пермская Аммония
Девушки-богини с причудливыми прическами отражают вдохновение керамистки, автора выставки «Пермское море» Ольги Захаровой и отсылают к аммонитам, существовавшим в эпоху пермского периода. Из-за своей необычной формы эти раковины получили известность в мифологии, им приписывают различные магические и фантастические свойства. Ископаемая раковина аммонита для многих народов считается символом семейного счастья, достатка и благополучия, а в более широком понимании — бесконечности. Создание образов Пермской Аммонии стало для Ольги Захаровой настоящим творческим открытием. Таинственные спирали, напоминающие бесконечный круговорот времени, заворожили Ольгу. «Моя страсть к керамике и неподдельный интерес к этим загадочным обитателям древнего Пермского моря, стали источником вдохновения для создания чего-то нового, чего-то такого же мифического и красивого как эти существа – так родилась идея "девочки-аммонита". В моем воображении возник образ женственности и грации, олицетворенный в спиральной форме раковины аммонита, являющегося символом вечной жизни и изменчивости природы», – рассказывает художница. Сначала у нее зародился один образ, но вдохновение не знало границ, и так появились несколько богинь.
Семейный сервиз
Один из интересных экспонатов выставки «Сохранить нельзя выбросить» — бабушкин сервиз одного из сотрудников Центра городской культуры. Здесь представлены вещи из личных и семейных архивов. Сервиз уже можно назвать семейной реликвией. Сначала он «жил» в Екатеринбурге, в семье работника «Уралмаша»: дедушка подарил его бабушке, возможно, привез из командировки из Москвы, Киева или Ленинграда. И сначала сервиз был единственной гостевой посудой в семье, а потом долгое время стоял у бабушки в серванте. В итоге участница выставки привезла его в Пермь. До наших дней сервиз дожил не весь – только две чайные пары, одинокое блюдце, крышка от сахарницы, сливочник, сухарница и заварник с трещинами. Но его берегут как память о бабушке. Сервиз обещают хранить и передать дочери в надежде, что она тоже оставит семейную реликвию и будет с гордостью рассказывать о ней.
Информационный обзор редакции.
Комментарии (0)