Заслуженный художник России, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств Санкт-Петербурга, чьи иллюстрации к сказкам Пушкина, Бажова и Андерсона и по сей день украшают книги, которые издаются миллионными тиражами, отмечает в этом году 85-летний юбилей и готовится к выставке своих работ.
В какой момент вы открыли в себе художника?
Я даже не помню, когда не рисовал. Мне было пять лет, когда началась война. Отца сразу же призвали на фронт, мама в то время была в положении. В феврале 1942 года нам пришла похоронка – отец погиб. Когда родился брат, мама была занята им и одновременно работала. С пяти до одиннадцати лет я жил в Уфе у бабушки. Тогда и начал рисовать. При этом я никогда без дела не пачкал бумагу. В детском саду лидировал среди детей по разрисовыванию флажков, потом в школе рисовал стенгазеты и участвовал в различных мероприятиях. Так что я всю жизнь провел в работе, а не просто чиркал бумагу.
Вы помните свой первый заказ на иллюстрацию книги?
Начинал я с брошюрок и журналов. Мне заказывали нарисовать картинку к какому-нибудь рассказику или для детского журнала, например, «Веселым картинкам», и я с удовольствием это делал. Потом ко мне уже пошли издатели. Практически для себя я ничего никогда не рисовал.
Ваши иллюстрации отличаются неповторимым стилем. Даже если не смотреть авторство, узнаешь, что это работа Станислава Ковалева. Вы долго искали свой художественный почерк?
Ничего я не искал. Просто рисовал, как мне нравится, но соответственно тексту. Персонажи, события, действия – я все это «переваривал» и рисовал. Это тот порядок, который я никогда не нарушал.
Что самое главное в иллюстрировании детской книги?
Во-первых, текст. Дети внимательно слушают, что им читают мамы, бабушки, воспитатели, и смотрят на картинки. Так что их не проведешь. Поэтому стараешься не отходить от текста. Фантазии, конечно, тоже есть место. Если в тексте идет речь о чем-то таком, тогда я фантазирую, но не что попало.
Во-вторых, нужно не просто изобразить детей, животных или взрослого персонажа, мне надо передать их характер, а так же, чтобы по картинке можно было увидеть, о чем они говорят. Вот это моя главная задача.
Иногда рассчитываешь не столько на детей, сколько на заказчика. Заказчики тоже капризные бывают. Но у них ко мне никогда не было претензий. Где бы я ни жил – в Иркутске, Уфе или Минске – вся моя жизнь вертелась вокруг книг и кипела в полиграфическом котле. Моя техника и художественный почерк очень устраивал всех заказчиков. Они только познакомятся со мной, и сразу сыпались заказы.
Правда, как-то не ужился в Белоруссии. Одно издательство послало на конкурс букварь, который я оформлял для них. И этот букварь получил золотую медаль. Главное за что получил? Не за текст, буквы везде одинаковые, а за иллюстрации. Мое имя же написали маленьким шрифтом в общем ряду. Я рассердился и с ними больше не контактировал. В других издательствах всегда даже на обороте указывают имя художника, потому что автор книги и оформитель стоят на одном уровне.
Как вы готовитесь к работе над иллюстрированием книги? Изучаете энциклопедии, исторические справочники, смотрите фильмы?
Если детей рисовать, тут просто, это нет проблем. Но вот уточку, кошечек нарисовать. Бывает нужно изобразить много разной зелени и цветов. Тогда да, обращаюсь к своей большой полке с научными, историческими энциклопедиями, книгами по искусству. Столько всего накопилось. Когда покупал все это – радовался, а теперь плачу. (Смеется.) Куда все это девать? Ужас.
Есть ли у вас работа, которой вы особенно гордитесь?
Я для себя все работы считаю особенными. Даже какие-то брошюры – не пустяки. Больше, конечно, люблю иллюстрации по детским сказкам и былинам.
А какая у вас самая любимая сказка?
Ханс Кристиан Андерсен – мой кумир с детства. У моего двоюродного брата, который старше меня на пять-шесть лет, была книга сказок Андерсена, он очень любил его творчество. Как-то и мне это передалось.
Вы также попробовали себя в роли автора и выпустили три книги под псевдонимом Ковалев-Сухомесов – «Живая вселенная», «Вселенная» и «Гипервселенная» – о времени и пространстве. Как вы пришли к этой теме?
Еще со школьной скамьи я очень увлекался космосом и астрономией. Правда, я не был включен ни в какие кружки, но зато я скупал всю литературу на эту тему, которая мне попадалась. Я не пропускал мимо ни одно событие и с удовольствием «глотал» все печатные издания, связанные с космосом. Прочитав и изучив множество трудов разных авторов от корки до корки, я начал кое-что соображать в устройстве Вселенной. Без доли хвастовства отмечу, что увидел у некоторых авторов множество элементарных глупостей. Иногда такую дурь вычитаешь: хоть стой, хоть падай. Поэтому еще лет двадцать назад начал потихоньку записывать свои мысли, цитаты специалистов, с которыми я был согласен, и критику на догмы, которые нашел достаточно абсурдными. Потом решил издать этот труд для себя.
Вы сейчас над чем-то работаете?
Да нет, я даже не собираюсь рисовать. Сейчас я никуда не лезу.
Комментарии (0)