Мерный стук колес, быстро сменяющиеся городские пейзажи за окном, уходящие вдаль рельсы: вечная классика и старейший (но не устаревающий!) городской транспорт отмечает 95-летий юбилей в этом году. 7 ноября 1929 года в Перми запустили первое трамвайное движение по маршруту №1 от Мотовилихи до Куйбышева (тогда Красноуфимской). Менялись времена, менялся город, менялся и сам трамвай, но спустя почти век (!) он остался одним из самых востребованных и у некоторых горячо любимым видом общественного транспорта. Редакция «Прм.Собака.ru» в честь 95-летия собрала самые, на наш взгляд, интересные факты о пермском трамвае. Поехали!
Совсем чуть-чуть истории
О том, что Перми нужен трамвай, задумались еще в 1908 году: тогда до сведения местной думы донесли необходимость появления этого вида транспорта. В 1912 году начали приводить в порядок улицы, по которым он должен пройти. Открыть движение планировали в 1915 году. Уже было принято окончательное решение о трамвайных путях, парке вагонов и стоимости проезда. Но Первая мировая война внесла свои коррективы. В ноябре 1929 года была запущена первая трамвайная линия, она начиналась в районе нынешней площади Восстания, пересекала реку Егошиха по старому мосту и проходила по улице Ленина до пересечения с улицей Куйбышева (Красноуфимской). Ее протяженность составила 13,2 км.
Исчезнувшие маршруты
Время шло, транспорт в Перми активно развивались. Например, в 1960-е трамваи дошли до Осенцов, микрорайона Владимирский, станции Бахаревка и даже до правого берега Камы. Что? Да! Трамвай №13 ходил по Коммунальному мосту, его спроектировали сразу с путями (присмотритесь к фото №3). Линия шла на правый берег Камы до Соснового бора, но до массовой жилой застройки, то есть до микрорайонов Пролетарский и Железнодорожный, так и не дошла. В конце 1980-х годов ее закрыли. Хотя, судя по архивным данным, у властей были планы построить трамвайную линию и в Кировском районе (а с ней и трамвайное депо).
Трамвайные линии также проходили по всей Сибирской (тогда Карла Маркса), но их перебросили на параллельную улицу Максима Горького. Ходил электротранспорт и по Монастырской (Орджоникидзе), в 1960-е пути демонтировали, и по этому участку запустили троллейбус.
Самый длинный трамвай и самый молодой (один из) парк
В 2019 году в парке «Пермгорэлектротранса» появился почти 35-метровый (34,7 м) «Лев» — самый длинный трамвай в России. Он состоит из трех секций (а не сцепленных между собой вагонов!), таких трамваев еще не было в истории Перми. Да что там Перми? Он единственный в России. «Льва» запустили на самом протяженном маршруте в городе — №11. Кстати, трамвай может работать без разворотных колец и двигаться в обратном направлении, так как кабины оборудованы с обеих сторон.
В 2024 году пермский трамвайный парк обновился: за последние пять лет в город приехало 68 новых суперсовременных вагонов. В департаменте дорог и транспорта рассказали, что средний возраст пермского парка теперь составляет 8,4 года (был 15,7 лет). Сейчас он считается одним из самых молодых в России.
Трамвай-кафе и трамвай-музей
В Перми работает трамвай-кафе. Меню небольшое — пиццы, салаты, роллы, десерты и напитки — но главное будто и не оно, а возможность насладиться вечерним городом под мерный стук колес вместе с близкими. У этого трамвая тоже собственный маршрут, который начинается от Разгуляя. Затем идет по Пермской ярмарке, улицам Горького, Сибирской, Центрального рынка, Борчанинова и снова возвращается на Разгуляй. По вечерам в трамвае-кафе играет живая музыка, а для детей устраивают специальные квизы.
На Уральской, 108, прямо перед зданием «Пермгорэлектротранса», есть другой, не менее интересный трамвай — КТМ-1. Это уже историческая модель, такие вагоны выпускали с 1947 по 1961 годы. Во всем мире насчитывается около десяти экземпляров этой модели. КТМ-1 — часть экспозиции уличного «Музея∙Т». Там же можно увидеть грузовой троллейбус КТГ-2, историческую схему электротранспорта, арт-объект «Счастливый кондуктор» и узнать интересные факты об истории и работе электротранспорта в Перми.
Насыщенные события вокруг и внутри
Но трамваи — не только про езду, вокруг и внутри этого вида транспорта происходят разные культурные события. Например, команда художников при кураторстве Центра городской культуры запустила недавно проект «Линии наблюдения». «Город — это в первую очередь динамика, и транспорт, который эволюционирует вместе с ним во времени и существует для преодоления городского пространства — лучший образ, которым этот тезис можно проиллюстрировать. Даже самая заурядная поездка превращается в исследование, если вы достаточно любопытны и неравнодушны к происходящему вокруг», — рассказали авторы проекта. Медиахудожница Ася Фидлер устраивала звуковые лаборатории, исследуя вместе с участниками пространство города по пути следования двух трамвайных маршрутов — №5 и №8. А художница Люба Шмыкова предлагала вспомнить свои наблюдения и истории о том, как менялся трамвай, отрефлексировать эмоции и создать вместе на их основе что-то новое и материальное.
В 2023 году в салоне трамвая открылась историческая фотовыставка в честь 300-летия города. На снимках можно было увидеть архивные кадры работы городского общественного транспорта и уникальных объектов транспортной инфраструктуры. Подобную выставку в трамвае с историческими редкими снимками проводили также в 2016 году. Тогда показывали снимки из личных архивов пермяков, которые ранее никому не были доступны.
Украшали трамваи не только архивными фотографиями, но и наклейками с жизнеутверждающими цитатами: в 2014 году это были высказывания о детстве и семье, а в 2019-м — о животных. В 2024 году наклейки появились вновь, на этот раз цитаты на них принадлежали подопечным фонда «Дедморозим» — тем, кто имеет тяжелые заболевания и опыт жизни в сиротских учреждениях.
Сами вагоны новых трамваев с наступлением зимы украшают гирляндами. На «Львенка» уходит около 350 метров гирлянды, а для «Льва» в два раза больше – 800. Этой доброй традиции уже более пяти лет: нарядные трамваи курсируют по вечерам по городу и создают праздничное настроение.
Информационный обзор редакции.
Комментарии (0)