О Б Щ Е С Т В О
Городская активистка и организатор дневного центра «Территория Передышки» для людей, попавших в беду, создатель «Справочника человека в беде» вместе с командой помогает бездомным адаптироваться к нормальной жизни, проводит бесплатные ужины и встречи.
Вы проходили стажировку в питерской «Ночлежке». Что стало для вас открытием в их опыте?
Организация «Ночлежка» в Санкт-Петербурге – старейшая и самая крупная некоммерческая организация в России, помогающая бездомным людям. Когда мы поняли, что в Перми не хватает гуманитарных сервисов в помощь людям в беде, мы в первую очередь обратились в «Ночлежку» за советом. Там есть специальный координатор по распространению опыта, тогда это был Алексей Варсопко. И он сказал, что их опыт мало применим у нас, потому что когда они начинали свою работу, это было совсем другое время и другая страна. Но мы можем начать раздавать нуждающимся горячее питание и тем самым наладить контакт, подружиться с людьми, узнать, что им действительно нужно. Потом у меня была ознакомительная стажировка в «Ночлежке», мне не удалось там побыть на приеме, съездить на рейсе «Ночного автобуса», но я посмотрела изнутри на их проекты: «Культурная прачечная» для бездомных людей, реабилитационный приют, консультационная и юридическая служба.
Для меня открытием стало то, что, несмотря на возраст организации, внутри очень смело и свободно идут разговоры о том, что правильно, а что неправильно, у разных сотрудников организации разные взгляды на дальнейшую работу и они не боятся их высказывать. И то, что это большая по меркам некоммерческого сектора организация (более 50 сотрудников), говорит о том, что люди в России уже готовы помогать даже в такой сложной теме, как бездомность. Когда рядом есть такой пример, это расправляет крылья.
Какая самая частая причина, по которой люди попадают в беду?
Как правило, это не одна причина, а целый клубок их. Но есть определенное количество риск-факторов: вырос в депрессивной среде, без позитивных примеров вокруг, скажем, в городах Кизеловского угольного бассейна, переехал в чужой большой город, где нет родных и близких, снимаешь жилье, своего нет или оно в том же Кизеле, где работы нет, работаешь без трудового договора на физически тяжелой, травмоопасной работе, не откладываешь сбережений, испытываешь подавленность и высокий стресс, но не знаешь, как по-другому с ними справиться, кроме как выпить после работы. Одно цепляется за другое. Получил травму на работе – попал в больницу. Уволили, не заплатили больничный – со съемного жилья нужно съезжать уже через месяц. И первые две-четыре недели после того, как это случилось с человеком, он находится в шоке, в стрессе, у него нарушается привычная жизнь – это время, когда наша помощь будет наиболее эффективна. Позже у человека уже начинают происходить психические изменения, с которыми нужно долго и сложно работать.
Как вы морально восстанавливаетесь после тяжелых дней?
Я почти никогда не нахожусь в прямом контакте с людьми, которым мы помогаем. У нас в дневном центре работают пять отважных человек, которые помогают решать проблемы: администратор, два специалиста по социальной работе, психолог и санитарный врач. Но я как организатор и руководитель несу ответственность за то, в каком направлении мы развиваемся, и как мы помогаем людям. Для меня это большая ответственность. В самом начале нашей работы – мы открыли дневной центр в ноябре 2018, полгода назад – это было почти невыносимо. Ведь я никогда не работала в социальной сфере до этого, у меня нет образования в этой сфере (я экономист), многому приходилось учиться на ходу. Чтобы как-то справиться с этим, я встречалась с психологом, который также руководитель организации, это мне очень помогло найти ответы на многие вопросы. В какой-то момент я поняла, что не могу представить себе вечер без бокала вина, это продолжалось больше полугода – я не думала, что со мной может это произойти. С одной стороны вроде и ничего такого, но на утро тебе трудно проснуться, а подавленность усугубляется (алкоголь – депрессант). Я заметила это только тогда, когда мы с другом решили не выбрасывать, а сдать в переработку бутылки от вина. И когда я решила отказаться от этого, первые пару недель было даже как-то непросто, ведь нужно было чем-то занимать вечер, когда у тебя уже совсем нет сил. Но со временем это прошло, и теперь я снова могу просыпаться рано и чувствую себя лучше. После морально тяжелых дней я позволяю себе какое-то время ничего не делать, читаю мотивирующие книги, например, сейчас автобиографию Мишель Обамы, смотрю сериалы, готовлю и просто провожу время с тем, кого люблю. Обычно полноценного сна, времени с любимым и куска шоколадного торта для меня достаточно, чтобы утром снова быть полной сил.
Трудно ли стать волонтером у вас?
Стать волонтером у нас совсем несложно – после небольшого инструктажа, где мы рассказываем про людей, которым помогаем и о наших этических принципах. Нам всегда нужны те, кто может помогать на еженедельных выездах «Еды на колесах» по вторникам – поездках, в которых мы раздаем горячее питание тем, кто голоден. Нам очень нужна помощь людей с машинами, которые помогут привезти вещи, продукты. Нам нужна помощь волонтеров-специалистов, юристов, психологов, аддиктологов, специалистов по зависимостям. И мы всегда рады тем, кто может провести в дневном центре интересную встречу, мастер-класс, чаепитие для наших подопечных. Недавно, например, у нас проводила садовую терапию девушка, у которой свой садовый магазин. Мы посадили травы, которые могут расти прямо в дневном центре – базилик, тимьян, мяту – и теперь наши подопечные могут ухаживать за ними и смотреть, как они растут.
Комментарии (0)