Кто управляет бизнесом, собственник или директор? Если есть директор, что тогда должен делать собственник? На каком этапе директор — непозволительная роскошь, а когда — жизненная необходимость?
На эти, волнующие каждого предпринимателя вопросы, мы ответили вместе с управленцем с тринадцатилетним стажем и собственником Академии «Стратег» Галиной Щелчковой и студенткой Академии Ксенией Стрелковой, создательницей бренда плюс-сайз одежды +SVOBODNO, прошедшей путь от начинающей бизнес-леди до собственника одного из самых успешных фэшн-предприятий города.
С каким запросом пришла Ксения?
Галина: Основным запросом компании +SVOBODNO было масштабирование. Бизнес был работающий, все шло как по рельсам, но хотелось роста продаж, объемов, больше узнаваемости.
Ксения: Я пришла на конференцию, спикером которой был Виталий Саитов, собственник ресторанов More More и «Особняк», тогда начавший обучение в Академии «Стратег». Тема его выступления была связана с управлением в хаосе. Я поняла — мне туда надо! На тот момент уже были мысли, что я занимаюсь не тем, что у меня не получается, что я устала и хочу все закрыть.
Почему наем директора — это такой важный шаг? Ведь многими бизнесами управляют собственники, причем довольно долго.
Галина: Поймите одну простую истину, и все встанет на места. Собственник управляет будущим. Только он знает, куда должна прийти компания. Исполнительный директор же управляет настоящим.
Без понимания этого принципа организация будет развиваться, опираясь лишь на емкость собственника, его время и силы. Если он мощный и может работать 24 часа в сутки, организация будет средненькая. Компания растет, растет выручка каждого направления, растет база клиентов и растет операционная деятельность. И все это умещается в голове одного лишь собственника. Как я могу думать о стратегии, лететь на условный Марс и думать, что нам производить весной, если я занимаюсь ежедневной рутиной? Исполнительный директор в разы умножает силы собственника.
Пока собственник выполняет функции директора, он не мыслит будущим — он лишь реагирует на возникающие задачи, и в этом застревают очень многие на долгие годы, переходя в стадию стагнации. Только видя будущее своей компании, собственник может увидеть ту самую рабочую систему.
У собственника есть десять функций, одна из которых — управление исполнительным директором и четыре этапа перехода компании в состояние «свобода в бизнесе». Первый этап начинается с наема исполнительного директора. То есть время работы без директора — это даже не этап.
В какой момент пришло понимание, что +SVOBODNO нужен именно исполнительный директор?
Ксения: О том, что он мне нужен, я знала с первого дня обучения. Но в то же время понимала, что есть этапы, которые нельзя пропустить перед принятием такого важного решения, что нужно идти последовательно.
Не получится поставить исполнительного директора, пока не прописаны метрики всех должностей, не посчитан финансовый план, нет системы контроля исполнительного директора, нет системы мотивации, нет правил в компании и многое другое. Я не могла передать организацию в управление в том состоянии, в котором она находилась на тот момент. И Олеся, наш будущий директор, тоже не была готова.
Как прошел процесс наема директора у Ксении?
Галина: У Ксении на этом курсе, пожалуй, самые потрясающие результаты. У студентов, которые идут к этому дольше и сложнее, обычно есть внутренние противоречия или проблемы, мешающие запустить процесс наема директора. Например, нет подходящего человека, собственник не понимает, как можно доверить другому управление, считает, что это дорого. У каждого собственника свои убеждения.
Ксения: На первом этапе у меня вообще не было понимания, кто это будет. Мне казалось, что директором точно должен стать сторонний человек. И когда во время обучения я начала видеть плюсы и минусы каждого сотрудника, Олеся буквально выплыла мне в руки.
В тот момент она уже готовилась к повышению с должности консультанта на должность старшего консультанта, и мы делегировали ей новые задачи. Потом я постепенно передавала ей свой управленческий опыт, управление расходами и другие функции. Параллельно мы поднимали ее статус в коллективе, среди клиентов и подрядчиков.
Галина: Путь у всех свой. Можно нанять нового сотрудника либо вырастить директора «из своих». Наш первый курс «Стратегическое управление» обо всем этом рассказывает.
Какие были основные сложности?
Ксения: Для меня — постановка задач. Все нужно конкретизировать и писать четкие инструкции, ставить планы и действовать по ним.
Раньше я могла на эмоциях поставить задачу: «Давайте сделаем рассылку!». И рассылка так и не делалась, а я злилась, что мои поручения не исполняются или исполняются не так. А должна быть плановая цифра, сроки и четкая формулировка задач. В этом очень помогает ежедневный, еженедельный и ежемесячный, полугодовой и годовой план. Это я сейчас понимаю, тогда, в январе, я не была такой умной. (Смеется.)
Какой результат сейчас, спустя почти год, принесло решение нанять директора?
Ксения: Прибавилось больше работы, но все задачи стали более собранными. У Олеси, как у директора, уже появился собственный план, а мне, наконец, стал нравиться этот процесс. Но самый яркий результат — постановка планов и четкое понимание, что мы сможем их выполнить.
С появлением исполнительного директора у нас быстро появился стратегический план по расширению, стали активнее работать направления PR и маркетинга. Настал новый хаос в компании. (Смеется.) А с ним и новый виток нашего развития.
Академия «Стратег», ул. Окулова, 75, тел. (909) 111-5909,
perm.strateg-academy.com, vk.com/strateg_academy, t.me/academystrateg_permm
Текст: Анастасия Толкач
Фото: Дарья Чеклецова, Екатерина Фотина
Реклама. 16+. ИП Щелчкова Г.А. ОГРНИП 316595800094581
Комментарии (0)