Виктория Новикова, психолог, коуч, бизнес-тренер и совладелица похоронного дома «Статим-Содействие», автор уникального тренинга по продажам в сфере ритуальных услуг, полностью поменяла подход к ведению похоронного бизнеса, сделав акцент на помощи в проживании трагедии, и сегодня учит этому других.
Как и почему вы пришли в похоронный бизнес?
Меня пригласил муж, когда я была в декрете с двумя погодками. Сначала работала менеджером и диспетчером. Сегодня руковожу, обучаю команду, провожу тренинги продаж в ритуальной сфере. Это уникальная возможность — делиться своими знаниями и 18-летним опытом работы.
У нашей компании есть настоящая миссия. В начале пути я была свято уверена, что мы помогаем людям, облегчаем их тяжелую участь, берем на себя бремя организации похорон. Но сейчас я точно знаю, что мы помогаем еще и душам ушедших.
Что для души важно? Чтобы мы, живые, их помнили. Миссия нашей компании — помочь проводить душу. Поэтому у нас есть церемония прощания. На ней мы помогаем свободно проявить свои чувства. Это очень важно.
Часто на прощании мужчинам особенно тяжело проявить свои чувства и эмоции. Они привыкли быть сильными и ответственными. Мальчикам же нельзя плакать. Я как психолог часто на консультациях сталкиваюсь с этим, и когда на прощании церемониймейстер рассказывает, например, о его маме: какой она была, как жила, где училась, кого любила и вынянчила — мужчины, которые запрещают себе плакать, плачут. Они уходят с большой благодарностью, потому что смогли проститься, смогли отдать дань любви и уважения. Это важно и для людей, и для души ушедшего человека. Во многих религиях говорят, что душа находится здесь 40 дней и слышит слова, адресованные ей. Я искренне в это верю.
Вокруг ритуального бизнеса много разных домыслов и слухов. Как вы работаете, в чем ваша сильная сторона?
В этом и есть наша уникальность. Мы не покупаем информацию об умерших. К нам обращаются, потому что у похоронного дома «Статим-Содействие» сложилась хорошая репутация за 18 лет.
Еще у нас работает отдел маркетологов. Было трудно в начале: никто не верил, даже мы сами, что маркетинг может помочь в продаже ритуальных услуг. Но получилось!
Наш сайт представляет собой справочную с инструкциями. Можно позвонить по телефону, и диспетчер расскажет алгоритм действий, куда обращаться и что делать. Часто в процессе диалога клиенты приглашают нас им помочь.
Вы занимаетесь обучением продаж в ритуальной сфере. Какая ваша миссия?
Я написала тренинг продаж в ритуальном бизнесе, потому что в нашем деле важно не гроб или памятник продать. Важно проститься и проводить близкого человека.
Моя миссия — научить ритуальные компании помогать клиентам проживать их горе. Мы учим менеджеров корректно выявлять потребности, узнавать важнейшие детали. Когда есть контакт, клиент честно говорит, чего хочет и на какую сумму рассчитывает. Каждый примерно понимает, как должны выглядеть идеальные похороны, и об этом менеджерам важно спрашивать. Кто-то хочет тихие и семейные, кто-то хочет много живых цветов, потому что мама их любила, а кто-то говорит, что его папа был веселым человеком, и похороны должны соответствовать. Важно, чтобы менеджер смог все узнать, подобрать нужные метафоры, фразы, помочь в организации идеального варианта. Конечно, в тренинге присутствует банальная лестница продаж. Но в ней есть своя специфика.
Вы также работаете психологом и коучем. Какой ваш путь в этой сфере?
В психологию я пришла в кризисе 40 лет. Хотелось все разрушить: семью, бизнес. Казалось, они причина моего неудовлетворения жизнью. Пошла в терапию, постепенно жизнь и мои чувства стали другими. Почувствовав, какую роль для меня сыграла личная терапия, я решила получить образование психолога. Очень люблю свой основной похоронный бизнес — это мое призвание. Но и в психологи я тоже на своем месте. Вижу результат работы, чувствую изменения в жизни людей, которые ко мне обращаются за помощью.
Какие подходы в психологии вы используете?
Изначально я планировала стать кризисным психологом, консультировать людей, которые проживают горе после смерти близких. У меня есть квалификация, чтобы работать с онкобольными и их родственниками. Но за эти четыре года ко мне только один клиент обратился с таким запросом после того, как похоронил сына.
Сегодня практикую интегративный подход, прохожу обучение юнгианскому психоанализу. Использую в своей работе направление, объединяющее различные теоретические и практические идеи. Особое внимание уделяю изучению теневых сторон личности, потому что в них заложен огромный ресурс для развития.
Я считаю, что любое острое событие требует горевания. Развод, смерть, иммиграция, измена или расставание — все про горевание. В любой из перечисленных ситуаций я проговариваю на консультациях, что это горе. Расставание наносит такие же глубокие раны, как и смерть близкого.
У меня есть несколько клиентов в иммиграции, которые не понимают, что с ними происходит. Приходят с запросом: много работаю на удаленке, нет времени на семью. Но трудоголизм — это зависимость, убегание от чего-то более глубокого. Начинаем разбираться, и выясняется, что они горюют о переезде, оставленном доме и даче, скучают по близким друзьям. Наконец, начинают выражать свои чувства на консультациях. И это очень важно в горевании — давать себе возможность чувствовать.
Как вы поддерживаете себя, чтобы оставаться опорой для ваших клиентов?
Чтобы быть опорой для других людей, важно самому стать опорным человеком. Поэтому все начинается с себя. Я поддерживаю баланс между работой и личной жизнью. Восполняю ресурс и уделяю время себе. Хожу на массаж и в спортзал, путешествую. Посещаю вдохновляющие места, театры, музеи, люблю соревнования по баскетболу. Общаюсь с коллегами, посещаю вебинары, семинары и мастер-классы. Хожу на супервизию и интервизию. Регулярно общаюсь с личным психологом, коучем.
Как выстроена психологическая гигиена у вас в коллективе?
У нас есть штатный коуч. Раз в неделю у каждого сотрудника проходит часовой сеанс, где разбираются вопросы взаимоотношений в коллективе, проблемы в продажах или личные. Я как руководитель вижу в этом большой плюс для развития компании.
Но главное в нашей работе — это благодарность. Когда уже после похорон, человек говорит, что мы его спасли от инфаркта, помогая организовать похороны. Или бабулечка приносит в стареньком пакетике овощи с ее огорода в благодарность, что помогли с похоронами ее дедушки. Новым менеджерам я рассказываю именно об этих моментах.
Понимаете, похоронный бизнес полон благодарности, невероятная душевная отдача от людей. После похорон близкого, человек может испытывать чувство вины: все ли правильно? Все ли смог? Мы же стараемся сделать так, чтобы наши клиенты не испытывали душевных терзаний. Чтобы они понимали, что сделали все правильно, и отдали дань уважения и любви своему близкому человеку.
Похоронный дом «Статим-Содействие», ул. Грачева, 12к, тел. (342) 286-0707, ritual59.ru, статим.рф, vk.com/viktori_nov, t.me/viktoriia_novikova_psy
Текст: Екатерина Каргина
Продюсер: Екатерина Фотина
Фото: Алиса Калипсо
Макияж и прическа: Виктория Змеева
Реклама. ИП Новиков И.А. ОГРН 320595800067262
Комментарии (0)