Как предпринимателям из Осы: отцу и сыну Сергею и Андрею Ажгихиным, удалось сделать родной город точкой притяжения федерального сообщества аквабайкеров и создать фестиваль «Оса – акватория Беринга», на который приезжает 10 000 человек.
Почему вы решили, что фестиваль должен пройти именно в Осе, а не в Перми?
В Перми было бы проще и с организацией, и с инфраструктурой. Однажды я приехал в Осу помочь родителям и остался здесь надолго. Мы с отцом обсуждали, как сделать здесь что-то интересное, как-то поспособствовать развитию города, перебирали идеи.
На тот момент в городе оказался Ильдар Мамадов, который занимается темой брендинга территорий и тоже родился в Осе. Он привез известного урбаниста и географа Дениса Визгалова, чтобы он помог понять, что мы можем сделать для города.
Мы крутили разные идеи в голове, и нам показалась классной концепция, связанная с экспедицией Беринга через Уральский хребет до Камчатки, которая стартовала в Осе в 1733 году. Приплыли на кораблях, разобрали и потащили на себе до Владивостока – чем не экстремалы? Еще с этим было связано много исторических событий, например, именно отсюда он написал письмо бургомистру города Хоренса, откуда был родом, об отказе от наследства родителей в пользу бедных того же города. В общем, вся эта история нам очень понравилась, и местные краеведы тоже поддержали идею.
Фестиваль появился именно на стыке этих двух моментов – Оса и дух исследований, путешествия. Точнее, сначала это был даже не фестиваль. Ильдар очень активно продвигал идею и даже привез в Осу посла Дании и журналистов авторитетных изданий типа National Geographic, «Моя планета», бортовые журналы разных авиакомпаний – они приехали в пресс-тур по Пермскому краю. К этому поводу решили сделать небольшое мероприятие как раз в том месте, где высадился Беринг со своей экспедицией – рассказать про историю места и показать, что мы здесь увлекаемся экстримом. Мы увидели в интернете, как кто-то проехал по воде на снегоходе и решили: «Круто! Давайте еще поедем на снегоходе по Каме». Подтянулось пермское сообщество аквабайкеров, человек десять, которые приехали выступать. Так и пошло-поехало.
Во второй год подключилась местная Администрация, которая привлекала артистов, строила сцену. Но это все было в диссонансе с тем, что происходит на воде. Такой провинциальный формат Дня города. Нам пришлось облагородить берег, где-то срезать. Местные ребята начали подключаться: кто-то со строительной техникой, кто-то помогал деньгами.
В то время аквабайк как спорт был прям мертвый. Аквабайкеров было по десять человек на город, а соревнования в России проходила максимум два раза в год. На второй год к нам приехали ребята из Альметьевска, Казани, Челябинска. Отец всех встречал как гостей, угощал, мы все вместе отдыхали и классно проводили время. Нам хотелось сделать уникальную штуку – провести соревнования по гонкам на снегоходах по воде. Это очень круто и зрелищно. На третий год о нас уже многие узнали, приехали, но все равно все было на довольно местечковом уровне, мы же не профессиональные ивентщики. А знал я только Андрея Васькина и на четвертый год пошел к нему. Сразу сказал, что денег немного, он подумал и согласился. Мы выиграли грант, поставили на эти деньги большую сцену прямо в воду, хороший звук, экраны. Андрей очень помог сделать, наконец, классный фестиваль, на который приехали 10 000 человек.
Удалось ли фестивалю стать спортивным событием федерального уровня?
Когда Федерация аквабайка обратила на нас внимание, сразу предложила проводить у нас этап Кубка России. Мы обрадовались, но что-то нас вначале от этого уберегло. Нужно было очень много денег: регламент, судьи, райдер. И, во-вторых, мы пригласили на аудит мероприятия Сергея Барова, издателя и главного редактора журнала о технике Red Sleds. После фестиваля он скинул нам список того, что мы делаем правильно и не правильно и посоветовал не превращать мероприятие в профессиональные соревнования. Мы сконцентрировались на формате физкультурного события, как это сейчас принято говорить. На спортивных ограничено количество участников, на них не едут новички. Но тем не менее у нас все проходит по регламенту, а главный судья у нас – Вячеслав Колоколкин, главный тренер сборной России по аквабайку. Мы не начисляли никаких разрядов, призы были только денежные. Конечно, на этом фоне часто возникают споры: одни хотят, чтобы соревнования все-таки были профессиональные, а другие желают приезжать семьями и тусоваться.
Как на Осу в целом повлияло возникновение такого крупного события?
Недалеко от места проведения стоит особняк купцов Чернынцевых, местный Дворец Культуры, перед которым около тысячи квадратных метров выложили плиткой, поставили скамейки, спускающиеся к реке трибуны. Вообще Оса – очень классный город, со всех сторон окруженный рекой. Правда, не совсем пока благоустроенный. Но у него все шансы пойти по тому же пути, как Кунгур после появления фестиваля воздушных шаров.
Сергей начал строить зону отдыха на берегу – это только ради фестиваля или есть планы грандиознее?
К 2019 году у нас уже стало около 80 участников – и взрослых, и детей. Столько не собирал на тот момент даже Чемпионат России. Когда участников стало больше, мы столкнулись с тем, что размещать всех стало негде, а каждый еще привозит с собой семью, группу поддержки, телегу с гидроциклом. Это 160-200 человек. Гостиниц в Осе мало, и они неважного уровня.
Мы нашли участок на берегу реки с грузовым причалом, и отец за него плотно взялся. Сначала все просто расчистили, чтобы там можно было разбить лагерь. На второй год захотелось все благоустроить, мы взяли эту площадь в аренду, сделали дорожки. Сейчас там уже вырос целый глэмпинг на берегу, и все, кто будет участвовать в соревнованиях, поселятся там. Там есть треугольные домики, места под палатки. То, что мы сделали, конечно, предназначено для отдыхающих определенного уровня, и мы хотим, чтобы это стало полноценной зоной для семейного отдыха. Не всегда получается поселиться в Демидково, например, а тем более, если у тебя есть свой водный транспорт. Есть трасса для аквабайка, тренеры для желающих, что для Пермского края вообще уникально.
Комментарии (0)