18+
  • Город
  • Наука и образование
  • Премия «ТОП 30. Самые знаменитые люди Перми»
Наука и образование

Команда Пермского краеведческого музея — о пермском периоде, времени и сотрудничество с Пермской печатной фабрикой Гознака

Команда Пермского краеведческого музея — авторы выставочных и просветительских проектов, направленных на популяризацию палеонтологического наследия Пермского края. Среди них — путешествующие выставки «Диалог морей» и «Чудо Чудинова».

В 2024 году музей выступает научным партнером Пермской печатной фабрики — филиала АО «Гознак» — в создании концепции первой сувенирной банкноты серии «Музеи. Память о веках», посвященной пермскому геологическому периоду. А еще старейший музей Пермского края готовится к празднованию 135-летнего юбилея.

Проекты музея регулярно становятся лауреатами престижных конкурсов и обладателями грантов. Из последних — грант Благотворительного фонда Владимира Потанина, полученный на развитие направления, связанного с палеонтологией и пермским геологическим периодом. В 2024 году музей стал лауреатом первой национальной премии в области музейного дела имени Д.С. Лихачева в номинации «Издательский проект» за альбом «Расскажи мне о Перми. История города в коллекциях Пермского краеведческого музея», а также получил грант Фонда Потанина на проект «Переходный возраст». И в копилку — статус лауреатов нашей премии «ТОП 30. Самые знаменитые люди Перми» — 2024 в номинации «Наука и жизнь»!

Лариса Жужгова, заведующая сектором естественноисторических коллекций

Лариса Жужгова, заведующая сектором естественноисторических коллекций

Сергей Островский, заведующий сектором анализа и развития музейных услуг

Сергей Островский, заведующий сектором анализа и развития музейных услуг

О пермском периоде и всеобщем наследстве

Как вам кажется, сколько еще будет исследоваться тема пермского периода? Какие сейчас основные направления в ее изучении?

Лариса: Пермский период является одной из самых интересных геологических эпох на Земле, и его исследование является очень важным для понимания истории планеты. Пермский период продолжает привлекать внимание ученых и исследователей из разных областей. На данный момент основные направления исследования пермского периода включают собственно исследования геологических процессов: образование горных пород, изучение тектонических процессов и стратиграфии. Палеонтологические исследования – изучение древних животных и растений, живших во время пермского периода, изучение их эволюции и вымирания. 

Отдельное направление – это биостратиграфия, которая объединяет и геологию, и палеонтологию, осуществляя анализ биологических сообществ в различных горных породах для определения возраста и последовательности напластования горных пород. Научные исследования в этих областях ведутся непрерывно и постоянно учеными и сотрудниками различных профильных институций, в том числе и музеями. 

Каждый день открываются новые виды древних животных и растений, усовершенствуются технические возможности исследования горных пород, раскрывая тайны условий их образования. Поэтому невозможно определить временные границы исследований пермского периода. Что же касается глобальности, то она определилась самим существованием Пангеи — единого материка пермского периода, который впоследствии раскололся на современные материки. Теперь пермский геологический период изучается не только на месте открытия пермской геологической системы у нас в Перми, но и по всему земному шару.

Сергей: В рамках Пермского края в эту тему можно углубляться бесконечно. Какой у нас в регионе есть ресурс для изучения? Как минимум символический, потому что мы здесь можем оперировать не только биологическими и палеонтологическими понятиями, но и изучать, как в данном геологическом периоде сложились основы современного благосостояния Пермского края. Этот подход лег в основу нового музея «Пермский период», который сейчас находится на стадии активного проектирования.

Музей — это действительно память о веках! Когда музей выпустит энциклопедию Пермского периода?

Лариса: Энциклопедия о Пермском крае может быть написана музеем в будущем, когда будет собран достаточный объем информации и материалов о регионе, его истории, культуре, природных богатствах и других аспектах. Такой проект требует обширной подготовки, исследований в различных областях исторической науки, а также естественно-научной составляющей. Немаловажно в таком проекте и сотрудничество музея с другими учреждениями и специалистами в вышеперечисленных областях. Но если в ближайшем будущем такая инициатива будет поддержана, думаю, что Пермский краеведческий музей имеет достаточный потенциал для такого большого проекта, и это будет, несомненно, значительным событием в культурной жизни региона.

Как открытия и результаты исследований переводятся с языка науки на язык посетителя?

Татьяна: Команда музея — это во многом безграничная сила. В музее около 200 сотрудников, и все они обладают очень разными компетенциями. Есть сотрудники, работа которых не видна посетителю — это хранители, реставраторы. Несмотря на то, что в год трехсотлетия Перми мы открыли экскурсии в фондохранение музея, это все равно самая закрытая, но и поэтому, как многие говорят, самая интересная часть музея.

С другой стороны, есть сотрудники, которые отвечают за научную коммуникацию, за то, чтобы музей говорил понятным и интересным языком. Очень важно, чтобы он был не просто интересен посетителям, важно, чтобы посетители становились соучастниками музейных проектов. Ведь мы в конечном счете работаем не для себя, а для города и края, за которые еще и несем символическую ответственность. Коллекции, которые находятся у нас, входят в состав Государственного музейного фонда Российской Федерации, поэтому мы в каком-то смысле храним всеобщее наследство.

Сергей: В музее есть несколько отделов, которые занимаются переводом с научного языка на научно-популярный. То, каким языком говорит музей, очень важно. Тексты в музее — это не только экспликация на выставках, это и научно-популярные издания. За одно из них совсем недавно мы получили Первую национальную премию в области музейного дела им. Д.С. Лихачева в номинации «Издательский проект».

Это может быть и язык детских игровых путеводителей, когда мы инициируем диалог между взрослым и ребенком, которые приходят в музей и хотят обсудить увиденное друг с другом, а не просто задавать вопросы музейным сотрудникам.

Визуальный язык коммуникации тоже важен — это те образы, которые мы транслируем через сувенирную продукцию, через фирменный стиль. И мы понимаем, что, с одной стороны, мы должны всегда оставаться лаконичными и ясными и держать ожидаемый от музея тон, а с другой стороны, мы держим баланс между тем, чтобы быть и понятными, и интересными.

Татьяна Вострикова, директор Пермского краеведческого музея

Татьяна Вострикова, директор Пермского краеведческого музея

Егор Мельников, заведующий Музеем пермских древностей

Егор Мельников, заведующий Музеем пермских древностей

Юлия Глазырина, заместитель директора по развитию

Юлия Глазырина, заместитель директора по развитию 

О музее и времени

Какую роль играет посетитель в том, как будет выглядеть музей?

Юлия: Мы приглашаем разные аудитории для того, чтобы вместе придумывать выставки и музейные проекты. Например, «Подпольная типография», один из наших филиалов, вместе с подростками пробует создавать летние программы и проектировать пространство вокруг музея.

С другой стороны, есть удачный опыт сотрудничества с партнерами, с которыми мы формируем культуру соучастного проектирования выставок. 

В прошлом году музей участвовал в большом проекте, связанном с научной коммуникацией — в доме-музее Н.Г. Славянова была открыта выставка «На связи!», рассказывающая историю изобретений и российской инженерной мысли. Это партнерская выставка с московским фондом исследовательских, культурных и просветительских проектов «Будущее время» и музеями нескольких городов России. При этом, честно говоря, у музея не всегда есть ресурс на то, чтобы работать в этой парадигме, потому что она довольно непредсказуемая во времени, в результатах, и не может точно проявить, какой будет реакция аудитории. 

Важно ли музеям меняться со временем?

Юлия: Конечно, важно, но музеи зачастую не хотят меняться, хотя их к этому подталкивают общество, власти и другие внешние факторы. Очень долгое время Фонд Потанина проводил конкурс, провоцирующий музеи на изменения. Сейчас у фонда есть целый ряд разных конкурсов, и в этом году музей получил два престижных, по музейным меркам, гранта. Первый — грант конкурса «Музей 4.0» на переосмысление краеведческой тематики в формате публичной истории, а второй — грант #фондпотанина25 на работу с палеонтологическим материалом в трансмедийных форматах, чтобы развивать разные формы и каналы исследования и популяризации. Мы собираемся издать книги о пермском периоде и палеонтологии, запустить сайт о раскопках трогонтериевого слона и сформировать более «плотное» и развивающее музей сообщество волонтеров, потенциальных спонсоров и партнеров, которые при проектировании музея «Пермский период» будут на разных этапах помощниками и соучастниками процесса.  

Как происходит взаимодействие с посетителями? Часто ли они дарят музею экспонаты?

Егор: В Пермском краеведческом музее взаимодействие с посетителями происходит с использованием разных каналов коммуникации. По опыту работы в Музее пермских древностей, филиале краеведческого музея, могу отметить, что есть запрос на первичное определение находок пользователей, которые зачастую приносят в музей. 

Один из поводов передать находки в музей – участие в ежегодной Детской палеонтологической конференции, это стимулирует исследование находок ребятами школьного возраста и их родителями. Стимулом дарения выступает и посещение передвижной выставки «Диалог морей», где есть уникальная возможность принести найденный материал (например, пески, окаменелости) и сравнить их с предметами выставки. Такой опыт музей получил в рамках «гастролей» выставки на Дальний Востоке, в Находке и Владивостоке. Переданный материал пополняет учебную коллекцию Пермского краеведческого музея.

О сувенирной банкноте

Долго ли вы решались на сотрудничество с Пермской печатной фабрикой Гознака?

Юлия: Мы очень быстро приняли решение, но довольно долго работали над проектом. Нам хотелось проработать его с содержательной стороны, без ошибок. С одной стороны, сувенир кажется легким, не обязывающим к серьезности делом. А с другой стороны, мы понимали, что в мире есть ученые, которые, взглянув на банкноту, смогут сказать: «У этого «чудика» что-то не то с хвостом, а здесь уши не так загнуты». 

Мы понимали, что научная точность, отбор экспонатов и создание научных реконструкций — это процесс такой же трудоемкий, как любое другое научное исследование. Создание банкноты также стало своеобразным научным исследованием. 

Расскажите про сувенирную банкноту. Что благодаря ей можно узнать о пермском периоде?

Юлия: Концепция появилась сразу: так как банкнота двусторонняя, я предложила одну из сторон посвятить суше пермского периода, а вторую — пермскому морю. Это две грани пермского периода, которые в нашем регионе могут быть прочитаны буквально через рельеф или окаменелости, например, во время путешествий или сплавов. Ученые во всем мире специализируются на исследованиях терригенных отложений, то есть сухопутных и морских. Следует сказать, что морские разрезы исследовать чуть более «выгодно», потому что именно по ископаемым морским существам, которые называются конодонты, ученые устанавливают временные границы внутри пермского периода и границу самого пермского периода. Поэтому для тех, кто мечтает о карьере палеонтолога, морская пермь с точки зрения науки чуть более перспективна.

Интервью и текст: Анастасия Толкач

Фото: Никита Чунтомов

 

«Прм.Собака.ru»

благодарит за поддержку партнеров премии

«ТОП30. Самые знаменитые люди Перми» — 2024:

Федеральный девелопер «Железно»

Автомобильная компания VERRA

Ювелирный магазин «ЭПЛ Даймонд»

Клиника немецкой стоматологии Guten Tag 

Салон красоты Rose Et Noir

Премиальный спа-комплекс с рестораном «Объект»

Ивент-агентство «Ежевика»

Модный гастробар Liberty

Клубничная мастерская Barberry

Цветочная мастерская Flower Bar

Федеральная кондитерская сеть «Вкусное место»

Телеканал и интернет-портал РБК Пермь

Рекламно-производственная компании «Реклама59»

 

Информационный обзор редакции. 6+

Теги:
топ30пермь
Материал из номера:
Май — Июнь 2024

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: