У проекта «Сибирская Одиссея» грандиозные планы: пройти в 2018 году на собачьих упряжках четыре тысячи километров от слияния Бии и Катуни до Обской губы. Чтобы проверить свои силы будущие участники экспедиции отправились в атмосферный суточный поход по реке.
Идея пройти на собаках по всей протяженности замерзшей Оби принадлежит бизнес-тренеру Герману Грошеву. Год назад, готовясь к походу в Ергаки, он приобрел щенка лайки – в тот период в природном парке был случай, когда медведь напал на человека, и собака должна была предупредить опасность. После возвращения ездовому псу предстояло жить в домашних условиях, и животное необходимо было нагружать «работой», чтобы его характер не испортился. В поисках места для тренировок идеолог предстоящей экспедиции добрался до Обского водохранилища, а там, как говорят участники проекта, «понеслось».
Герман: Езда на собаках – не столько физическое испытание, сколько психологическое: неизвестно с какими трудностями столкнешься, надеяться будет не на кого и нужно быть готовым самостоятельно выйти из любой экстремальной ситуации. Поэтому мы решили сначала оценить свои силы на короткой дистанции.
Мини-экспедиция собралась за один вечер. С собой взяли только самое необходимое: еду, бензин для сопровождающих снегоходов и теплую одежду. За сутки двенадцать собак, два снегохода, пятеро взрослых и четверо школьников прошли по замерзшей реке шестьдесят километров.
В качестве погонщиков собак – каюров – поехали двое: соорганизатор проекта Евгения Грошева, и владелица питомника El Flaum Анна Филимонова, тренирующая якутских лаек.
Анна: Я ходила в походы и до этого, но летом и на лошадях. Собаки, кстати, удобнее, потому что когда конь работает, он потеет всем телом, покрывается корочкой льда и переохлаждается. Собакам, а особенно лайкам, это не страшно. Езда в упряжке – обязательное условие воспитания «рабочей» породы. В Якутии, где собаки не развлечение, а способ прокормить семью, строго следят за тем, чтобы животное получало нагрузки, а если оно не может или отказывается работать, от него избавляются, потому что для хозяина это убытки и порча породы.
Провизия, бензин и палатка были уложены в сани, крепящиеся на мотособаку и снегоход. Чтобы везти на нартах большее количество людей, необходимо кратно увеличить количество животных в упряжке, поэтому мужчинам и детям пришлось отправиться на моторной технике – в планирующейся экспедиции она должна будет определять безопасный путь по льду.
Специально для предстоящей Одиссеи Олег Якушев, организатор проекта «Супер-папа», купил снегоход. По мнению известного родителя, экспедиция покажет его сыну, как мужчина должен преодолевать трудности. Женщины в семье затею не одобрили.
Олег: Когда из поездки я отправил видео нашей бабушке, она спросила: «Как же Леша ел холодные пельмени?» Но после путешествия жена написала, какие мы молодцы. Правда, маме не рассказали, что снегоход попал в полынью: когда въехали в ручей, нос саней начал тонуть, вода бурлила, но сын держал меня в тонусе и заставил не сдаваться – я прибавил газу, и мы быстро проехали опасное место.
Герман: Ездить по городу на машине куда страшнее, просто это делаешь чаще. Толщина льда сейчас метра два, а вода под снегоходом появилась от того, что лед трещину дал.
Евгения: Первый день мы двигались, не видя горизонта: мело, темнело, и в глазах просто все плыло. Для мозга это экстремальная ситуация, причем, и для людей, и для собак – с непривычки некоторые спасовали. Более опытная упряжка прошла дистанцию без проблем, за исключением небольшой травмы у одной из лаек, ее доставили в город, укрыв в санях. Вторые нарты вместе с животными пришлось загрузить в машину и отправить домой на переподготовку. У нас в запасе почти год для того, чтобы предусмотреть все и сделать экспедицию максимально безопасной, масштабной и захватывающей.
текст и фото: Марина Кислицина
Комментарии (0)