18+
  • Образ жизни
  • Дизайн
  • Коллекционировать искусство
Дизайн

Поделиться:

Интерьер. Квартира (нет, даже музей-квартира имени себя!) художника Сергея Бондарева

Художник Сергей Бондарев превратил свой дом в музей-квартиру, где среди обжедаров и мебели mid-century прохаживаются смотрители — коты Букля и Капитон. Вот такой он, ДК Бондарев!

Модульный диван и стол из фанеры производства Финляндии найдены в магазине хорошей винтажной мебели Maison Osin. На столике — керамика Маши Шиховой

Модульный диван и стол из фанеры производства Финляндии найдены в магазине хорошей винтажной мебели Maison Osin. На столике — керамика Маши Шиховой. Вместе с Сергеем — легендарная кошка Букля: в честь нее названа сеть парикмахерских «Букля»

Дизайн квартиры я придумывал под коллекцию mid-century мебели, которая собралась за годы, что я вел разные мои бизнесы — парикмахерские «Букля», бар и магазин одежды. Много всякого добра я покупал по всему миру и привозил сюда. Что-то нашел в комиссионках Финляндии, что-то, например, диван цвета охры, — в петербургском магазине винтажа Maison Оsin. Все самое красивое я использовал в этом проекте, вдохновленном интерьерами НИИ и АЭС конца 1970-х — начала 1980-х из сериала HBO «Чернобыль». Увидев его, я решил, что построю ДК им. Бондарева.

Вся мебель здесь, в основном, безымянная: что попадалось, то и брал. Есть, конечно, стулья Artek, но я охочусь не за предметным дизайном, а за искусством.

Кот Капитон на входе в хранилище картин

Кот Капитон на входе в хранилище картин

Летучая мышь из резины Дениса Прасолова и советские часы mid-century

Летучая мышь из резины Дениса Прасолова и советские часы mid-century

При этом пространство задумано как рама для моей коллекции — и собственных работ, и вещей других художников. Мне было нужно минималистичное решение в скандинавском стиле — доминирующий белый цвет, но оригинальные детали: например, отделка окон панелями из фанеры и шпона, деревянные вставки, таблички из эмали, стеклоблоки, дубовый паркет и плитка-терраццо с мраморными камушками, как это и было принято в советских ДК. Модерновый ковер с символикой московской Олимпиады 1980 года произведен в какой-то из бывших союзных республик и найден, разумеется, на «Авито».

Моим холстом стала убитая коммуналка из четырех комнат в 113,5 метров общей площади. Сначала я отремонтировал маленькую часть, сейчас она служит гостевой квартирой с отдельным входом и возможностью автономного функционирования — в ней есть вся бытовая техника, санузел и душ. Думал, если настанут сложные времена, можно будет гостевую сдавать. Сейчас обычно здесь останавливается моя мама или друзья.

Черный ход с желтой дверью в гостевой зоне квартиры

Черный ход с желтой дверью в гостевой зоне квартиры

Керамические скульптуры работы Сергея Бондарева передают привет знаменитым парным фарфоровым статуэткам стаффордширских собачек

Керамические скульптуры работы Сергея Бондарева передают привет знаменитым парным фарфоровым статуэткам стаффордширских собачек

С техническими моментами и чертежами мне помогала петербургская студия Akme Works. Я оставил анфиладную планировку: гостиную соединил с мастерской, потом идут спальня с кабинетом, место для хранения картин и гостевая квартира. Зонировал пространство не дверьми, а тканью — любую часть можно зашторить, спрятать мольберт и холсты, сделать все очень чистенько и без визуального шума.

В квартире почти нет верхнего света: он почти всегда неуютный, поэтому я искал светильники и бра по аукционам вроде eBaу: одна из ламп — копия той, что снималась в «Заводном апельсине» у Кубрика. На потолке сохранилась историческая розетка с лепниной, я долго думал, что делать с ней и крюком для люстры — и в итоге там оказался диско-шар. По концепции подходит: во-первых, в советских ДК часто проводили дискотеки, а во-вторых, такой прием я видел в альбоме про студию дизайнера Мартина Маржелы.

Скульптура Сергея Бондарева «Жа Жа» (2021 год)

Скульптура Сергея Бондарева «Жа Жа» (2021 год)

Кот Капитон крадется

Кот Капитон крадется 

На ремонт всего пространства денег сразу не хватило, я копил и постепенно доделывал. Казалось бы, работы было не так много: все сломать, ободрать и отделать. Но все получалось только на десятый раз, и то потому, что я стегал плеткой. Из русских строителей, мебельщиков и паркетчиков не могу посоветовать никого, хотя и делал разные позиции на заказ: отделку окон, стол, шкаф.

Единственный светлый момент — на производстве в Екатеринбурге мне изготовили очень красивую плитку с ручным обжигом, которая в итоге стоила в два раза дешевле фабричной итальянской. Я думал было заниматься дизайном интерьеров, но ремонтный период вынимает весь мозг — у меня к концу был практически нервный срыв, хотя процесс занял около десяти месяцев.

Скульптура ленинградского монументалиста Бориса Свинина и кот Капитон

Скульптура ленинградского монументалиста Бориса Свинина и кот Капитон

Объекты из дерева работы Сергея Бондарева

Объекты из дерева работы Сергея Бондарева

Я ведь закончил художественную школу, потом училище по направлению «графика» и Уральское отделение Академии художеств как художник-монументалист. В общей сложности тринадцать лет обучения на художника в итоге отбили у меня все желание быть художником. Тогда я занялся модой — что-то вроде каникул. А когда набрался тем и нашел свою эстетику, вернулся, кхм, к истокам. Сейчас понимаю, если бы начал сразу после академии, то стал бы совсем другим художником. Но почти 10 лет «отдыха» от живописи — и вот уже 8 лет занимаюсь только искусством и ни о чем не жалею.

Конечно, я подумываю про отдельную мастерскую, но сейчас не до этого и я пока справляюсь — вообще люблю работать дома, могу по три дня никуда не выходить. Когда-то эта квартира казалась огромной, но теперь здесь все так завалено искусством, что я пробираюсь в гостиную по каким-то тропинкам, и кажется, что все это меня скоро выселит из дома.

Я потихоньку начал коллекционировать искусство: просто покупаю, что нравится, безо всякой генеральной идеи. В основном, графику, но есть и живопись, и скульптура, например, известного уральского графика 1960-х Виталия Воловича. Работ Бориса Свинина, автора монументальных композиций для Российской национальной библиотеки на Московском проспекте, у меня две: деревянная и бронзовая, одну купил у внука скульптора, вторую — у коллекционера. Имеются две резиновые летучие мыши Дениса Прасолова — красная и черная. Еще в моей коллекции есть Андрей Бартенев, Шишкин-Хокусай, Андрей Андреев, скульптор Андрей Антонов, Роман «Рамона» Якубсон и другие. У меня даже есть работа целительницы Джуны, которая в 1970-х лечила своей энергией Брежнева. Оказывается, она занималась живописью и написала около 700 работ. Мне досталась одна — у нее, правда, слишком активный цвет, нехарактерный для моего интерьера, и я все думаю, куда ее применить, а пока просто прикладываю к себе, если что-то болит.

Сергей у скульптуры собственного авторства «Жа Жа»

Сергей у скульптуры собственного авторства «Жа Жа»

В гостиной: триптих «Змеи» Сергея Бондарева (2016)

В гостиной: триптих «Змеи» Сергея Бондарева (2016)

Но конечно, квартира, в первую очередь, галерея моих работ — я часто приглашаю в гости коллекционеров. Здесь есть мои работы из эпохи увлечения модой, например, сложное вышитое вручную пайетками панно «Первое свидание» и доминанта гостиной — огромный триптих «Змеи» 2016 года, на который ушло 200 часов ручного труда моих вышивальщиц.

Хотя в основном я занимаюсь живописью, любая выставка смотрится цельнее, когда в ней есть объекты. Поэтому когда я как-то делал выставку про китч, придумал свою версию знаменитых стаффордширских фаянсовых собак: такие в Англии есть почти в каждом доме. Эти объекты получились крайне живописными, у меня, кстати, еще осталось несколько штук.

Сергей не теряется на фоне своих работ: эти казаки он расписал сам, превратив в коллекционный лот нашей мечты Жакет Вероника Зелененко

Сергей не теряется на фоне своих работ: эти казаки он расписал сам, превратив в коллекционный лот нашей мечты

Жакет Вероника Зелененко

Кухня отделана плиткой ручной работы «Deka Керамика», изготовленной на заводе в Екатеринбурге

Кухня отделана плиткой ручной работы «Deka Керамика», изготовленной на заводе в Екатеринбурге

В ванной: объект Андрея Бартенева для Dymov Ceramics, японская ваза и авторская реплика Пикассо, купленная в эрмитажном магазине

В ванной: объект Андрея Бартенева для Dymov Ceramics, японская ваза и авторская реплика Пикассо, купленная в эрмитажном магазине

Недавно я стал работать с бронзой, но сделать из нее что-то большое нереально, потому что стоить будет как самолет (и весить так же!). Тогда я попробовал стеклопластику и родилась «Жа Жа» — оммаж актрисе и светской диве Жа Же Габор. Эта скульптура с выдающимися формами может быть матово-белой или покрытой разноцветной эмалью и лаком. У меня живут уже три, а скоро приедет стеклянный журнальный столик, основанием для которого стала «Жа Жа коленопреклоненная» — он сделан по мотивам скандальной работы 1969 года британского поп-арт художника Аллена Джонса.


Текст: Ксения Гощицкая

Фото: Константин Рассохин

Теги:
Коллекционировать искусство
Материал из номера:
Август
Рубрика:
Интерьер
Люди:
Сергей Бондарев

Комментарии (0)

Купить журнал: