«Лучше до трех лет вообще не давать детям никаких гаджетов», — уверена Ольга Кормилина.
Игровая зависимость кажется безобидной, но она не менее опасна, чем наркотическая. Подобно наркотическим веществам, игровая зависимость влияет на поведение человека и приводит к серьезным последствиям для здоровья. О том, что делать, когда увлечение компьютерными играми переходит в зависимость, мы поговорили с главным наркологом Новосибирской области Ольгой Кормилиной.
«Выделяют химические и нехимические зависимости, – разъясняет главный нарколог. - К химическим зависимостям относятся как раз алкоголизм и наркомания, а к нехимическим – игромания, интернет-мания, шоппинг, любовная зависимость, сексуальная зависимость. Нехимических зависимостей очень много. Их основное отличие в том, что они более социально приемлемые, социально одобряемые. В этом случае не сразу можно определить степень зависимости человека от нехимического агента».
Кроме воздействия на психику, химические вещества имеют токсический эффект и влияют на все органы и системы организма. Поэтому часто к зависимости присоединяются соматические расстройства, возникающие в результате злоупотребления алкоголем или употребления наркотиков.
Стадии формирования зависимостей всех типов одинаковые: в основе лежит желание уйти от реальности. Далее у человека формируется психологическая зависимость от аддиктивного агента – алкоголя, наркотика, игровой реальности и т.д. Еще одно отличие игровой зависимости – более длительный срок ее формирования.
«Если говорить про игровую зависимость, то сейчас чаще всего это именно интернет-зависимость, а не азартные игры, не казино, что было в двухтысячных годах, а именно интернет-зависимости, – подчеркивает Ольга Кормилина. - Сейчас такая тенденция не зависит от возраста, то есть в наш диспансер с игровой зависимостью попадают и дети, и взрослые. Сейчас больше запросов приходит от родителей несовершеннолетних детей, то есть дети больше подвержены игромании, чем взрослые».
Понять, что увлечение компьютерными играми перешло в стадию зависимости, можно по нескольким признакам. Врач говорит, что в состоянии зависимости ребенок проводит за компьютером большую часть светового дня, и компьютер используется именно для игры. Ребенок забывает поесть, ребенок забывает о гигиене, не хочет учиться, ему неинтересна школа. После школы ребенок бежит к компьютеру, чтобы поиграть, мало использует компьютер для какой-то познавательной или проектной деятельности. У него падает настроение, если отключили интернет и нет возможности поиграть на телефоне, начинаются капризы, недовольство, могут возникать конфликты.
Нарколог отмечает:
«Любая зависимость, в том числе игровая, определяется за счет того, что большую часть времени человек, несовершеннолетний или взрослый, тратит именно на взаимодействие с этим аддиктивным агентом. Сейчас чаще всего это игры».
Влияние компьютерных игр на психику может быть разным, в том числе – деструктивным. Это зависит от структуры личности человека, его характера, внутренних психологических проблем. Человек с возбудимой психопатией, по словам врача, не захочет играть добрых хороших персонажей, кому-то помогать. Он захочет играть агрессивных персонажей, убивать, и в этом случае его поведение станет более агрессивным, а четкое безусловное понимание, что убивать нельзя, пропадет.
Подростки, которые мало общаются, у которых есть проблемы с коммуникациями и у которых много негативных чувств по отношению к сверстникам, часто становятся игроманами. Подросток, который не может наладить контакт со сверстниками, часто уходит в виртуальный мир, где у него есть круг общения. Но социализация, по словам Ольги Кормилиной, не может происходить виртуально, поскольку у людей социализация априори идет только при живом взаимодействии:
«Понимаете, при живом общении ребенок учится понимать других людей, понимать их чувства, их поступки и действия. Вы же не с фотографией разговариваете, а с человеком. И в процессе жизни мы учимся понимать людей, у нас возникает эмпатия к ним. В играх в основном все шаблонное – от одной игры к другой. Там может быть другой сюжет, но реакции у персонажей практически одни и те же. Сейчас у многих молодых людей есть проблема – они не понимают собеседника, не понимают его эмоции, жесты, выражения, мимику. У них нет представления о способах выражения человеком мыслей, о поступках, мышлении, речи».
У ребенка обязательно должны присутствовать познавательные игры, в которых развивается любознательность, развиваются логика и мышление. Но такие игры часто требуют напряжения, а потому подростки чаще всего выбирают игры другого характера, в которых можно развлечься, отдохнуть и сбросить стресс. При неправильном отношении родителей у ребенка может развиться игровая зависимость.
«Нельзя у ребенка просто отнять компьютер, сказать: "Я все отключила и больше ни-ни, пока ты пятерку по географии не получишь", – говорит главный нарколог Новосибирской области Ольга Кормилина. - Здесь нужно управлять временем. Компьютер у нас теперь будет всю жизнь, мы его не выкинем из жизни, это наш инструмент, и ребенка нужно учить именно управлению временем. Когда ребенок маленький, то 5-10-15 минут – максимальное время игры. Поставили будильник, чтобы он зазвенел через какое-то время, и говорите: «Я тебе разрешаю только 15 минут играть, а когда зазвенит будильник – ты мне должен помочь по дому, сделать зарядку или садиться за уроки». И лучше до трех лет вообще не давать детям никаких гаджетов».
Только управление временем за компьютером не даст сформироваться зависимости. Физиологически маленький ребенок устает уже через 15 минут, более старший - через 30, еще старше - через 40 минут. И режим использования гаджетов сформирует понимание, что пора встать из-за компьютера и что-то сделать. Переключить внимание ребенка с компьютерных игр на другие занятия очень легко до 11-12 лет. В более старшем возрасте, если этот навык упущен, могут возникать сложности.
Родители должны понимать, что длительное сидение за компьютером рано или поздно сформирует зависимость у детей. Если игромания ребенка вышла из-под контроля, необходимо обращаться за консультацией к профессионалам. Можно обратиться в областной наркологический диспансер, на Планировочную, 3/1. Дети с игровой зависимостью на учет не ставятся. Специалисты центра проведут консультацию и подберут психотерапевтические и психокоррекционные мероприятия для зависимого ребенка.
Комментарии (0)