18+
  • Здоровье
  • Здравоохранение
Здравоохранение

Поделиться:

Александр Чернявский: В Центре имени Мешалкина в прошлом году провели двадцать семь тысяч операций — на тысячу больше, чем в предыдущем

Генеральный директор Национального медицинского исследовательского центра имени академика Е.Н. Мешалкина, член-корреспондент РАН, врач сердечно-сосудистый хирург, первый в Сибири сделавший пересадку сердца, первым в России освоил хирургию хронической тромбоэмболической легочной гипертензии — легочную эндартерэктомию. Александр Чернявский — лауреат премии «ТОП50. Самые знаменитые люди Новосибирска» — 2024 в номинации «Наука и жизнь».

Нужна большая смелость, чтобы начать тот вид хирургической помощи, который в России не практиковался. Расскажите, как все начиналось?

На самом деле, мы не первые. В семидесятые годы прошлого века академик Савельев сделал несколько успешных операций. Одна из пациенток Виктора Сергеевича до сих пор жива и здорова. Но программу вскоре свернули.

То было в Советском Союзе, в другой стране. А что про век нынешний?

На одном из международных конгрессов в 2004 году коллега из Германии рассказал и показал фильм, как они делают легочную эндартерэктомию. Меня это заинтересовало, я ведь не только кардиохирург, но и сосудистый хирург. А в России эти операции не делал никто. Я подошел к профессору Майеру, мы поговорили, и он пригласил меня в свою клинику, чтобы передать опыт. Поехали вчетвером — я, еще один хирург, ассистент и анестезиолог. Четыре месяца мы учились. Мои соратники — безвыездно, я проводил в операционной университетской клиники в Майнце по неделе каждый месяц.

Нельзя сказать, что у нас все сразу пошло гладко, ведь внедрение новаций — это всегда риск. Были ошибки, но они были связаны не со сложностью хирургического процесса — его мы освоили четко, а прежде всего с диагностическими просчетами. Совершенствовали диагностику, учитывали все нюансы, и вот, к моменту этого интервью, сделали четыреста семьдесят пять операций.

Как человек узнает о том, что у него хроническая тромбоэмболическая легочная гипертензия (ХТЭЛГ) и что спасение в вашей клинике?

Первый звоночек, который нельзя пропускать, — одышка. К сожалению, не всегда этот симптом настораживает даже врачей. К слову, у меня была пациентка, многодетная мама, которая жаловалась на одышку своему участковому терапевту, но ее успокаивали тем, что это осложнение после родов, потом лечили от поллиноза на березу гормональными препаратами, потом от аллергии на пыль, затем сказали, что после тридцати это вообще норма. А состояние все ухудшалось.

К нам она попала гораздо позже, чем хотелось бы. Мы ей помогли. Вообще часто наших пациентов привозят, когда они уже не могут ходить. Пока сидят — выглядят почти здоровыми, но стоит встать и сделать шаг, потребность в кислороде увеличивается, и тут же проявляется цианоз — посинение ногтей и носогубного треугольника. Они не могут пройти несколько метров без кислородного баллона или табурета, на который они садятся отдохнуть через каждые два шага. Это все тяжелые, запущенные случаи, до которых лучше не доводить.

Как узнать, где помощь? Через поисковик. Лечиться по интернету нельзя, но узнавать о вероятных диагнозах и вариантах лечения можно и нужно. И не грех попросить терапевта назначить соответствующее обследование. Начиная с эхокардиографии, где специалист должен тщательно посмотреть не только левые, но и правые отделы сердца, которым обычно уделяют мало внимания. Если замечена патология, то следует пройти компьютерную томографию легких либо радиоизотопную диагностику. Третий̆ этап — ангиопульмонография, которая в режиме видео показывает, где артерии сужены, где обрываются. Точный своевременный диагноз — это половина успешного лечения.

Распространился ли ваш почин на другие клиники или вы все еще «один в поле воин»?

За Уралом — один. В европейской части, в столицах, делают аналогичные операции. Есть доктора и клиники, кого эта тема интересует. Мы в течение последних пяти лет ежегодно проводим как минимум по четыре школы-семинара, куда приглашаем всех желающих специалистов. Трехдневное обучение включает лекции, мастер-классы, прямые репортажи из операционных, из реанимации, показываем, как после операции пациенты возвращаются в активную жизнь.

На самом деле, потребность в центрах, где делают такие операции, — один на двадцать миллионов населения. Поэтому территория от Сибири до Сахалина — наши пациенты. Хотя приезжают, конечно, и с западной части континента — Москва, Краснодар, Анапа, Воронеж, из Болгарии женщина была.

Как проходит сама операция?

Она многоступенчатая и длительная. Сначала подключаем аппарат искусственного кровообращения, проводим гипотермию, то есть очень медленно охлаждаем пациента до восемнадцати градусов. Затем обеспечиваем сухость операционного поля — останавливаем искусственное кровообращение, и работаем с правым легким. Если не успеваем за двадцать минут убрать все тромбы из артерий, то восстанавливаем кровообращение, проводим реперфузию организма в течение десяти минут, потому что важно сохранить мозг, когнитивные функции и личность человека, затем повторяем цикл. Так же на левом легком. Ответственная, кропотливая, ювелирная работа. И каждый раз — особенная. Я провел порядка пятисот операций, включая выездные, и ни разу не видел одинаковой картины. Тромбы всегда разной формы, разной локации, разной консистенции и в разных количествах. Мягкие сгустки и кальцинированные камни, пленка, налипшая на сосуд, и хлопья, закупорившие просветы, похожие на бумагу, на резину, на паутину или губку.

Наверное, это безумно дорогая операция?

Да, она не из дешевых. Государство финансирует ее по программе высокотехнологичной медицинской помощи. На нее выделяется полмиллиона рублей, но далеко не всегда удается уложиться в бюджет. В случае осложнений, экстренных мер реанимации, длительного восстановления мы можем превысить квоту в два-четыре раза. Но для пациентов в любом случае лечение бесплатно. За исключением иностранных граждан.

Текст: Татьяна Шитлина
Фото: архивы пресс-служб

 

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР ПРЕМИИ: Семейный застройщик «Дом Солнца»
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР ПРЕМИИ: БРЕНД ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ La Lunа
ПРЕМИУМ ПАРТНЕР ПРЕМИИ: КОМПАНИЯ «РЫБНЫЙ ДЕНЬ»
Цветочный партнер премии: Сеть цветочных салонов LA ROSE
Туристический партнер премии: Компания Глобус-тур


Партнеры премии:

  • Премиум ПАРК
  • Сибирская студия камня


Вкусные партнеры:

  • БОЧКАРИ ГРУПП (рестораны «Сыроварня», сеть баров-ресторанов «Бочкари», сеть ресторанов «Птичка by Novikov», кондитерские «Nikki Forkin Cakes», караоке-бар «Lep’s Bar»)
  • Выездной APEROL Bar
  • «ДОБРЯНКА» - магазин русской кухни
  • Кондитерская «ЛАСТОЧКА»
  • Ресторан паназиатской кухни SABAI BAR
  • Сеть Дениса Иванова
  • Lambic

Премия проводится при поддержке правительства Новосибирской области и мэрии города Новосибирска.

Комментарии (0)

Купить журнал: