Заведующий неврологическим отделением РСЦ Центральной клинической больницы Марк Лоскутников — о современном взгляде на инсульт и его лечении.
Инсульт – серьезное патологическое состояние, острое нарушение кровоснабжения мозга, требующее непосредственного медицинского вмешательства и обширной реабилитации. «Раньше представление об инсульте было такое, что это неизлечимое заболевание, которое всегда приводит к смерти или инвалидизации, – рассказывает Марк Лоскутников zdrav.nso.ru. – И это на самом деле так было еще лет 25 назад, когда я учился. Пациенты лежали в инсультных отделениях по 30 дней, и едва ли не каждый второй из них умирал, то есть летальность была высокая и было непонятно, как инсульты лечить. Но за последние лет 15 появилась программа лечения, принципы, которые вошли в практическую медицину и которые значимо изменили состояние неврологии, построены первичные сосудистые отделения и региональные сосудистые центры, где используются высокие технологии. Для этого была проделана огромная работа, но и показатель летальности при инсультах сейчас снижается - в 2023 году летальность в нашем регионе составляет около 18%».
Для сравнения: в 2021 году летальность от острого нарушения мозгового кровообращения в Новосибирской области составляла 26%, в 2022 году – 20,5%. За 9 месяцев 2023 года – 18,7%. Но снижение показателя не означает, что заболевание стало менее опасным. Он говорит только о профессионализме врачей и высоком уровне медицинской помощи, которую получают пациенты. Инсульт, по словам врачей, всегда является следствием скрытых хронических патологических процессов и развивается чаще всего при нескомпенсированных хронических заболеваниях. Например, тромбы образуются при нарушении ритма сердца, отчего может развиться ишемический инсульт.
«К нам попадает большое количество пациентов с инсультом, которые наблюдаются у врача, но по какой-то причине не принимает антикоагулянты. – рассказывает врач. – В данной ситуации, когда есть нарушение ритма сердца, вопрос инсульта – это только вопрос времени, не вероятности, потому что он точно произойдет, а времени».
Атеросклеротические изменения сосудов ведут к другой форме инсультов – атеротромботической. В этом случае на внутренней стенке сосуда образуется атеросклеротическая бляшка, которая изменяет внутреннюю структуру стенки и может полностью перекрыть кровоток. Избежать атеротромботического инсульта поможет профилактика атеросклероза, а если патология уже появилась – то хирургическое удаление бляшки или всего сосуда полностью. Как правило, такие операции выполняются в плановом порядке, а экстренно в сосудистые центры попадают пациенты, которые профилактикой пренебрегают.
Вероятность развития инсульта зависит от нескольких факторов. В группе риска – пациенты с болезнями сердца и высоким уровнем артериального давления, которые халатно относятся к своему состоянию. Стимулирует развитие атеросклероза, а вслед за ним инсульта, интенсивное курение, когда пациент употребляет больше пачки сигарет в день. В качестве мер профилактики врач рекомендует пациентам старше 60 лет регулярно проверять уровень холестерина и измерять артериальное давление, а если пациенту назначена терапия – то не пропускать прием лекарств:
«Пациенты с хроническими заболеваниями, например, артериальной гипертонией, относятся к лечению как к короткому эпизоду. Сейчас таблеточки принимаю, сейчас у меня давление нормальное, ну и хорошо, ну и все. Нужно понимать, что если состояние хроническое, то оно будет у пациента до конца жизни, и профилактика тоже нужна будет пожизненно»
Определить инсульт достаточно просто. У человека с инсультом может резко и сильно заболеть голова, помутиться зрение, речь может стать спутанной. При инсульте перестают работать некоторые группы мышц, а потому человек не может улыбнуться – улыбка становится кривой и не может поднять обе руки на одинаковую высоту. Единственное, чем можно помочь в такой ситуации – уложить больного и вызвать скорую помощь, чтобы как можно скорее доставить его в больницу.
«Принципиально важно для лечения ишемического инсульта как можно раньше улучшить кровоток в той части, где он ухудшился, – подчеркивает невролог. – Техническая возможность восстановить кровоток существует и на первые, и на вторые, и на третьи сутки, есть препараты, которые могут растворить тромб в мелких сосудах, есть техники, которые позволяют удалить тромб из крупного. Но если ткань мозга длительное время не получает притока крови, то она сначала перестает функционировать, потом погибает и в ней возникают необратимые изменения. Чем быстрее будет реакция на симптомы у пациента или у родственников пациента, чем быстрее скорая доставит пострадавшего к нам, в специализированный центр, тем выше будет эффективность лечения».
Выбор метода лечения инсульта зависит от его типа и тяжести состояния больного. В больнице пациента всесторонне обследуют, проводят нейровизуализацию с помощью КТ или МРТ, и только потом назначают терапию. Легкие случаи, когда перекрыты небольшие сосуды, чаще всего лечатся медикаментозно, но если перекрыта крупная артерия и пациент «тяжелый», то чаще всего используется хирургический метод.
(Тромбоэкстракция — малоинвазивное вмешательство, которое позволяет через порт в бедренной артерии подвести специальный зонд к тромбу в сосуде головного мозга и под рентген-контролем извлечь его – прим.).
«У нас был такой случай, когда привезли молодого человека, около 30 лет, спортсмена, физически крепкого, уже в коме, – вспоминает Марк Лоскутников. – Мы сделали ангиографию, увидели тромбоз базилярной артерии, которая кровоснабжает ствол головного мозга, участка, который регулирует внутреннюю деятельность организма, и сознание тоже. Так вот, если перекрыть эту артерию, то возникает самая тяжелая симптоматика, которая только возможна, и человек может очень быстро погибнуть. А когда пациент молодого возраста - это вообще катастрофа.
Конечно, этот молодой человек сразу оказался в ангиохирургической операционной, и нам удалось очень быстро, в течение буквально 20 минут, восстановить кровоток. Обычно тромбоз базилярной артерии не совместим с жизнью, то есть это стопроцентный летальный исход. Но здесь пациент в течение суток открыл глаза, у него появились движения, появились глотания, речь, а в следующие сутки-двое он начал подниматься, ходить. Пациент вышел из больницы на своих ногах, в абсолютно прежнем состоянии, вернулся к совершенно полноценной жизни и спорту. Периодически нам позванивает, хотя уже прошло семь или восемь лет».
Комментарии (0)