18+
  • Развлечения
  • Театр
Театр

Поделиться:

Александр Новиков: «Спектакль — это комплекс средств, и если одно из них вытянуть вперед, ничего хорошего не выйдет»

Главный дирижер Новосибирского музыкального театра, дирижер НОВАТа отточил до идеала исполнение мюзикла «Безымянная звезда», тем самым заслужив звание лауреата престижного театрального фестиваля «Золотая маска».

В 2013 году вы были номинантом премии «Золотая маска» за работу над постановкой «12 стульев», но тогда награда от вас ускользнула. За пять лет вышли на новый уровень или «Маска» — это не показатель?
На самом деле, «12 стульев» по исполнению сложнее, чем «Безымянная звезда». Но, во-первых, как говорят мои старшие коллеги и друзья, это не значит, что этот спектакль не достоин высокой оценки. Во-вторых, наш профессиональный круг довольно узок, и, на мой взгляд, здесь оценен театр в целом за совокупность качественных работ, которые мы представляли экспертному совету фестиваля за последнее время. Это некий подытог. Да, так сложилось, что мы с солисткой Евгенией Огневой получили награды в наших номинациях. Однако не может быть молодец только дирижер: он выполняет свою работу, но играет оркестр. Конечно, исполнение — это воля и идеи дирижера, его владение профессиональной палитрой и средствами воплощения, но делали мы эту работу вместе, поэтому «Золотая маска» — наша общая награда и заслуга всего коллектива.

Изначально постановка планировалась на музыку Марка Самойлова, но вы с директором театра Леонидом Михайловичем Кипнисом выбрали либретто Александра Шевцова. Почему?
У Самойлова музыкальный материал очень качественный, он грамотно написан, но времена изменились. Если сегодня мы представим эту музыку на сцене, она будет неинтересна зрителю — это будет «черно-белый телевизор». У Шевцова этот телевизор, конечно, еще не 3D, но уже цветной. Хотя и его вариант неидеален: аранжировка показалась мне крайне бедной, не соответствующей современному звучанию и нашему представлению — партитура, на мой взгляд, была пуста. Поэтому мы внесли изменения, добавили звучание синтезаторов, а когда нам с режиссером Филиппом Разенковым не хватило музыки, обратились за помощью к Шевцову, и он написал для нас еще несколько номеров.


Как реалист, стараюсь мечтать исключительно о том, что возможно

Вы любое произведение через мелодию «читаете»? Без музыки это была бы совершенно другая история?
Конечно. Мелодия окрашивает сюжет, позволяя намного ярче и точнее передать эмоциональное состояние, заставляя зрителя сильнее сопереживать героям. Неслучайно все выдающиеся советские режиссеры, создавая свои лучшие фильмы, делали акцент на музыку. Однако я никогда бы не стал ставить музыку на первый план: спектакль — это комплекс средств, и если одно из них вытянуть вперед, ничего хорошего не выйдет.

У вас есть профессиональная мечта? Какой спектакль хотели бы поставить?
Трудно сказать. Из мюзиклов — рок-оперу Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос — суперзвезда». Еще в детстве она произвела на меня серьезное впечатление. Увы, есть ряд объективных причин, почему я даже не смею думать об этом — это и вопрос авторского права, и ресурсов, так как наш репертуар ограничен нашими возможностями, а я, как реалист, все-таки стараюсь мечтать о том, что возможно.

Отличается ли для вас дирижирование мюзиклом и оперой?
Если их исполнять качественно, то, на мой взгляд, границы между этими жанрами стираются. К тому же сейчас нельзя исполнять оперу так, как делали это раньше: она не должна восприниматься как архаичное явление. Бродвейский мюзикл — это классика, материал, от которого мы сегодня отталкиваемся, но и мюзиклы со временем сильно изменились. Поэтому, мне кажется, что в будущем эти жанры будут только сближаться.

Интересный факт вашей биографии: в музыкальном училище вы репетировали ночами. Что это было? Одержимость?
Это были мои факультативные индивидуальные занятия по классу скрипки. Мне очень повезло с педагогами: они смогли заинтересовать меня музыкой, а чтобы быстро расти профессионально, требовалось время, которого всегда не хватало. Поэтому я занимался ночами, и мог, например, до утра выучить фугу Баха.

Если вы были готовы столько времени посвящать игре на музыкальных инструментах, почему тогда стали дирижером?
На фортепианном отделении был большой конкурс в отличие от дирижерско-хорового, где для поступления мне хватило готовой программы из музыкальной школы, и я тайком от родителей пришел на экзамены. Притом будущей профессией увлекся с первых уроков, и после армии окончил Новосибирскую консерваторию по специальности оперно-симфоническое дирижирование, класс Арнольда Михайловича Каца — хотел учиться именно у него.

Уделяя столько времени музыке, что слушаете вне работы?
Любимые группы — «Аквариум» и «Аукцион». Конечно, люблю и классические произведения, и умею ими не только дирижировать, но и наслаждаться: сегодня — симфонией Малера, завтра — сонатой Брамса, послезавтра — концертом Прокофьева. Но этим я мог заниматься, когда учился, а сейчас совсем нет времени — выходной всего один, а в будни я полностью погружен в работу и репертуар нашего театра.


А еще важно знать, что: Александр Новиков родился и вырос в Кургане. Начинал карьеру, будучи студентом первого курса консерватории, поступив на должность суфлера в Новосибирский театр оперы и балета. С супругой Лилианой — артисткой балета Музыкального театра — воспитывает двухлетнюю дочь Елену. 1 июня в Новосибирском музыкальном театре состоится премьера мюзикла «Римские каникулы», музыкальным руководителем которого выступил Александр Новиков.

Текст: Татьяна Евстигнеева

Фото: Илья Калмыков

Места:
НОВАТ, Новосибирский музыкальный театр

Комментарии (0)

Купить журнал: