Главный дирижер Новосибирского музыкального театра, дирижер НОВАТа отточил до идеала исполнение мюзикла «Безымянная звезда», тем самым заслужив звание лауреата престижного театрального фестиваля «Золотая маска».
В 2013 году вы были номинантом премии «Золотая маска» за работу над постановкой «12 стульев», но тогда награда от вас ускользнула. За пять лет вышли на новый уровень или «Маска» — это не показатель?
На самом деле, «12 стульев» по исполнению сложнее, чем «Безымянная звезда». Но, во-первых, как говорят мои старшие коллеги и друзья, это не значит, что этот спектакль не достоин высокой оценки. Во-вторых, наш профессиональный круг довольно узок, и, на мой взгляд, здесь оценен театр в целом за совокупность качественных работ, которые мы представляли экспертному совету фестиваля за последнее время. Это некий подытог. Да, так сложилось, что мы с солисткой Евгенией Огневой получили награды в наших номинациях. Однако не может быть молодец только дирижер: он выполняет свою работу, но играет оркестр. Конечно, исполнение — это воля и идеи дирижера, его владение профессиональной палитрой и средствами воплощения, но делали мы эту работу вместе, поэтому «Золотая маска» — наша общая награда и заслуга всего коллектива.
Изначально постановка планировалась на музыку Марка Самойлова, но вы с директором театра Леонидом Михайловичем Кипнисом выбрали либретто Александра Шевцова. Почему?
У Самойлова музыкальный материал очень качественный, он грамотно написан, но времена изменились. Если сегодня мы представим эту музыку на сцене, она будет неинтересна зрителю — это будет «черно-белый телевизор». У Шевцова этот телевизор, конечно, еще не 3D, но уже цветной. Хотя и его вариант неидеален: аранжировка показалась мне крайне бедной, не соответствующей современному звучанию и нашему представлению — партитура, на мой взгляд, была пуста. Поэтому мы внесли изменения, добавили звучание синтезаторов, а когда нам с режиссером Филиппом Разенковым не хватило музыки, обратились за помощью к Шевцову, и он написал для нас еще несколько номеров.
Вы любое произведение через мелодию «читаете»? Без музыки это была бы совершенно другая история?
Конечно. Мелодия окрашивает сюжет, позволяя намного ярче и точнее передать эмоциональное состояние, заставляя зрителя сильнее сопереживать героям. Неслучайно все выдающиеся советские режиссеры, создавая свои лучшие фильмы, делали акцент на музыку. Однако я никогда бы не стал ставить музыку на первый план: спектакль — это комплекс средств, и если одно из них вытянуть вперед, ничего хорошего не выйдет.
У вас есть профессиональная мечта? Какой спектакль хотели бы поставить?
Трудно сказать. Из мюзиклов — рок-оперу Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос — суперзвезда». Еще в детстве она произвела на меня серьезное впечатление. Увы, есть ряд объективных причин, почему я даже не смею думать об этом — это и вопрос авторского права, и ресурсов, так как наш репертуар ограничен нашими возможностями, а я, как реалист, все-таки стараюсь мечтать о том, что возможно.
Отличается ли для вас дирижирование мюзиклом и оперой?
Если их исполнять качественно, то, на мой взгляд, границы между этими жанрами стираются. К тому же сейчас нельзя исполнять оперу так, как делали это раньше: она не должна восприниматься как архаичное явление. Бродвейский мюзикл — это классика, материал, от которого мы сегодня отталкиваемся, но и мюзиклы со временем сильно изменились. Поэтому, мне кажется, что в будущем эти жанры будут только сближаться.
Интересный факт вашей биографии: в музыкальном училище вы репетировали ночами. Что это было? Одержимость?
Это были мои факультативные индивидуальные занятия по классу скрипки. Мне очень повезло с педагогами: они смогли заинтересовать меня музыкой, а чтобы быстро расти профессионально, требовалось время, которого всегда не хватало. Поэтому я занимался ночами, и мог, например, до утра выучить фугу Баха.
Если вы были готовы столько времени посвящать игре на музыкальных инструментах, почему тогда стали дирижером?
На фортепианном отделении был большой конкурс в отличие от дирижерско-хорового, где для поступления мне хватило готовой программы из музыкальной школы, и я тайком от родителей пришел на экзамены. Притом будущей профессией увлекся с первых уроков, и после армии окончил Новосибирскую консерваторию по специальности оперно-симфоническое дирижирование, класс Арнольда Михайловича Каца — хотел учиться именно у него.
Уделяя столько времени музыке, что слушаете вне работы?
Любимые группы — «Аквариум» и «Аукцион». Конечно, люблю и классические произведения, и умею ими не только дирижировать, но и наслаждаться: сегодня — симфонией Малера, завтра — сонатой Брамса, послезавтра — концертом Прокофьева. Но этим я мог заниматься, когда учился, а сейчас совсем нет времени — выходной всего один, а в будни я полностью погружен в работу и репертуар нашего театра.
Текст: Татьяна Евстигнеева
Фото: Илья Калмыков
Комментарии (0)