Многолетний капитан, легенда и лидер ФК «Сибирь» в сорок лет завершил карьеру профессионального игрока и начал тренерскую работу с новосибирскими детьми, задумываясь о собственной футбольной школе.
Какие ощущения, когда после двадцати лет жизни в одном режиме, выходишь из графика «игра-тренировка»?
Сейчас пока еще отдыхаю, наверное. Стало больше времени на семью, на загородный дом – у нас там стройка идет. Поступил в Московскую Академию тренерского мастерства, чтобы получить лицензию, и помогаю в «Сибири» готовить группу игроков 2000-2001 годов рождения, больше занимаюсь работой с защитниками.
Есть сейчас в Сибири игроки, за карьерой которых стоит следить?
В том составе, который я тренирую, есть несколько парней, которые могут заиграть на хорошем уровне, в главной команде, не буду называть их фамилии. Из знакомых сибирских молодых ребят – Вова Макеев сейчас в Москве играет, уверен, что у него все получится.
Говорят, чтобы стать тренером, нужно убить в себе игрока. Вы с этим уже справились?
Еще не до конца, но потихоньку к этому идет. Пока что смотрю не как болельщик или зритель, а что-то среднее между игроком и тренером, если кто-то ошибается, то думаю, в чем причина, почему игрок сделал так, а не иначе.
У вас две близких страны – Россия и Чехия. Не думали использовать это и поработать скаутом, например?
У меня, кстати, был такой опыт: трансфер вратаря «Сибири» Петера Вашека в 2010 году, можно сказать, больше чем наполовину – моя заслуга.
Вы сам всегда играли защитника?
Да, почти с самого детства: в какой-то важной игре буквально с двух метров в пустые ворота не забил, и тренер сказал: «Будешь тогда играть центрального защитника, либеро. Всегда».
Как вообще попали в футбол?
Сейчас, оглядываясь на свою жизнь, понимаю, что подругому и быть не могло, и я доволен тем, как все получилось. Отец мой – футболист, я – тоже. Хорошо, что в свое время отказался от длительного контракта с немецким «Дармштадтом» и остался в Чехии, и в Россию уехал – тоже к счастью.
От Чехии до Сибири довольно далеко.
В Москву меня пригласил бывший мой тренер Александр Бокий, он в свое время поиграл за московские команды – «Динамо», «Локомотив», «Спартак», а потом тренировал в Чехии и предложил съездить в Россию на просмотр. Так я попал сначала в Смоленск, затем в подмосковные «Химки», а позже – в Томск. Местный клуб «Томь» тогда как раз впервые вышел в премьер-лигу, а мне предложили уехать в аренду в Новосибирск.
В «Сибирь» вы приехали уже не юным игроком.
Да, почти сразу отметил здесь свое тридцатилетие.
И после этого играли еще десять лет. Как так?
Я не знаю, может быть, конкуренция на моей позиции здесь сейчас не та. Даже если посмотреть в клубах премьер-лиги, то молодых российских центральных защитников почти нет. Наверное, проще клубам купить готового игрока на эту позицию, чем воспитать своего.
Действительно в России молодые игроки не очень хорошо раскрываются. Как думаете, почему?
Мне самому интересно, почему в Германии или Бельгии молодежь начинает играть, а в России – нет. Если бы я понял почему, наверное, открыл бы свою школу, воспитывал и продавал игроков в «Реал» Мадрид.
Думаю, причина того, что вы провели такую долгую карьеру не только в слабой конкуренции. Признайтесь, режимили?
Никаких специальных диет не было. Если же вопрос об алкоголе, то я люблю хорошее пиво. Но надо знать, когда и сколько можно себе позволить.
Я был сильно удивлен, однажды встретив вас в межсезонье в пятницу вечером на любительском турнире по футболу. Не наигрались?
Это другое, я там отдыхал – никаких особых требований, просто в свое удовольствие играешь, от души и для души.
Кстати, на ваш вкус, хорошее пиво в Новосибирске есть?
Бывает, но нужно попасть в хороший день, когда привозят свежее. Меня в свое время удивила российская традиция чем-то заедать пиво – в Чехии такого нет. В первый год, когда приехал в Россию, в компании меня угостили баночкой местного пива и подают соленую рыбу – на, мол, ешь, а я не понимаю – зачем? Только когда тот напиток попробовал – понял, почему здесь заедают.
Кем вы себя больше ощущаете: чехом или сибиряком?
По Чехии я, конечно, скучаю, но уже давно чувствую себя сибиряком – сны на русском снятся и мошка меня не берет. Сейчас вспомнил, как мне вчера сыновья песню пели «Русь», там есть такие слова: «Наши дети – славянские дети». Да, я сибиряк.
Комментарии (0)