18+
  • Развлечения
  • Спорт
  • ТОП 50 2021
Спорт

Елизавета Туктамышева – о психическом истощении, связи льда с русским театром и сценарии жизни без фигурного катания

В 2021 году фигуристка отыгралась за 6 лет: взяла золото Командного чемпионата мира в Осаке и серебро в Стокгольме. Воспитанница легендарного петербургского тренера Алексея Мишина (это он ставил на лед Плющенко и Ягудина) и Юрий Смекалов весь 2021-й работали над триумфальными номерами. И в Осаке, и в Стокгольме Туктамышева исполнила произвольную программу «Хроники заводной птицы» по мотивам романа Мураками, которую они вместе со Смекаловым ставили в прямом эфире Инстаграма, приглашая к соавторству всех поклонников. По просьбе журнала «Собака.ru» хореограф Юрий Смекалов и фигуристка, лауреат премии «ТОП 50. Самые знаменитые люди Петербурга»-2021 в номинации «Медиалидеры», Елизавета Туктамышева созвонились и придумали номер про Чарли Чаплина, обсудили связь льда с русским театром и выяснили, что от выгорания лучше всего спасает адреналин и соревнования.

Лиза сфотографирована на Аничковом арочном мосту через реку Фонтанку, который знаменит скульптурными группами «Укрощение коня человеком» Клодта. Да
Данил Ярощук

Лиза сфотографирована на Аничковом арочном мосту через реку Фонтанку, который знаменит скульптурными группами «Укрощение коня человеком» Клодта. Да, именно так они и называются!

Серьги Saint Laurent Paris,сандалии Balenciaga (все — ДЛТ), блуза Maje, топ и шорты Sandro. На странице справа: серьги Saint Laurent Paris, цепочка с кулоном Bottega Veneta (все — ДЛТ), поло Maje

Юра: Лиза, ты как, настроилась?

Лиза: Конечно.

Юра: Тогда начнем. Уже много лет ставить номера для фигуристов приглашают хореографов из театральной или балетной сферы — Челидзе, Варнаву, Пименова... Меня, в конце концов! Думаю, пора устроить революцию и пригласить профессиональных тренеров по хип-хопу. Что думаешь?

Лиза: Я бы кроме хип-хопа еще и к джазу обратилась, но приглашала бы танцоров в качестве экспертов уже в самом конце — на готовое. Чтобы они могли указать на конкретные движения, подсказать элементы. Доверить танцору хип-хопа ставить мою программу полностью я бы не смогла — мне нужен человек, который будет знать меня и видеть картинку целиком.

Юра: Какую роль ты бы хотела сыграть на льду?

Лиза: Я никогда не катала комическую тему. Не использовала смешные образы. И очень хочу попробовать!

Юра: Ты с этим справишься. У тебя с юмором все в порядке, ты очень живая. А в фигурном, мне кажется, не так много настолько живых спортсменов. Одно дело — концентрация, строгость выполнения задачи. Другое — игривость. Второго пункта многим не хватает. Расскажи, номера каких своих коллег ты считаешь эталонными?

Лиза: Мне очень нравится короткая программа Нейтана Чена в Олимпийский сезон — 2018 под Бенджамина Клементина, короткая программа Камилы Калиевой «Девочка на шаре» и короткая программа Каролины Костнер под французский шансон.

Елизавета Туктамышева: «Режим соблюдаю даже в изоляции: две тренировки в день, учу английский и йогой займусь» 

Юра: У меня идея! Я придумал тебе комический номер. Я знаю, что Алексею Николаевичу Мишину очень нравится образ Чарли Чаплина.

Лиза: О да.

Юра: Я уверен, что Чаплин в прочтении женщины, в твоем прочтении, — это круто. А еще у Леонида Якобсона был балет-миниатюра «Вестрис» на музыку Геннадия Банщикова, который он поставил специально для Михаила Барышникова. Я советую тебе прямо сейчас открыть YouTube и посмотреть — это абсолютно уникальная работа. Это театр дель арте, когда главный герой в накрахмаленном парике и камзоле принимает разные образы — старика, взбалмошной женщины, ребенка, невежды, ловеласа и так далее. Это очень красиво. Если стилизовать под итальянский ренессанс, будет бомба.

Лиза: Алексей Николаевич оценит. Если возвращаться к теме про хореографа, я вспомнила, как однажды работала с Ше-Линн Бурн, которая, на мой взгляд, — один из самых гениальных хореографов современности. Она раньше занималась фигурным катанием профессионально и хорошо понимает, как движение будет выглядеть на коньках. Для меня такой вариант — лучший.

Юра: Почему трудно переносить хореографию с пола на лед?

Лиза: Когда мы ставим в зале, мы не до конца прорабатываем технические элементы в скольжении — крюки, выкрюки, повороты. Самое сложное — переносить связки руки-ноги, чтобы они сочетались с движением конька, не противоречили ему.

Юра: Давай расскажем читателю, с чего вообще начинается проработка хореографии в фигурном катании.

Лиза: Мы смотрим и подбираем образы, которые хотим на новый сезон. Это раз. Хореограф рассматривает спортсмена, знакомится с его состоянием и видит, с чем он может справиться, а с чем — нет. Это два. Три — идет поиск, согласование музыки и ее монтаж под программу, чтобы все было четко по времени. А потом все, работаем! В самом конце, когда программа сделана, к нам присоединяется тренер. Алексей Николаевич вносит корректировки: говорит, где убрать движение, где добавить. Споров обычно нет, только если где-то нужно добавить шаги, когда программа почти сделана. Для меня всегда очень трепетный момент, когда тренер оценивает хореографию.

Сабо и цепочка с кулоном Bottega Veneta, серьги Saint Laurent Paris (все — ДЛТ), поло и шорты Maje
Данил Ярощук

Сабо и цепочка с кулоном Bottega Veneta, серьги Saint Laurent Paris (все — ДЛТ), поло и шорты Maje

 

Юра: Что вообще сейчас модно в хореографии?

Лиза: Современная музыка, под которую можно катать модерн. От классики потихоньку отказываются, ищут молодых композиторов, которые могут что-то новое предложить. Я, например, осенью 2020-го катала произвольную программу под музыку Бхимы Юнусова — крутого молодого композитора, работающего вместе с рэпером Хаски. А в феврале этого года я в последний момент решила поменять музыку из балета Арама Хачатуряна на трек Lovely Билли Айлиш и Khaild.

Юра: И это было круто! Твои работы очень разножанровые, наполненные драматургией и яркостью персонажа. Когда я об этом думаю, то представляю, что из школы легендарного тренера Алексея Мишина и его спортсменов можно сделать институцию повышения танцевального образования.

Лиза: Что ты имеешь в виду?

Юра: Сейчас все начинается с того, что хореограф подбирает для тебя стиль и жанр. Но если бы вы, фигуристы, учились танцам параллельно с катанием, вы были бы готовы к тому, чего от вас ждут. И могли бы проявлять больше инициативы. Русская школа фигурного катания очень сильно сопряжена с театром, с балетом, у нас мощный бэкграунд драматического действия. Если взять за пример Олимпиаду, то одна программа, короткая, соответствует современным тенденциям, а другая программа, произвольная, — это мини-представление, спектакль, в котором раскрывается внутренний мир героя, используется безумная техника.

Лиза: Если подумать, когда судьи оценивают мою работу, сначала они смотрят на технику, потом на компоненты. Хореография — это баллы именно за компоненты: очень важно, чтобы спортсмен чувствовал музыку и показывал ее красиво, а не заученно. Для меня, как для фигуристки, это принципиальный момент — самой вкладываться в движения и иметь возможность что-то поменять.

Сабо и цепочка с кулоном Bottega Veneta, серьги Saint Laurent Paris (все — ДЛТ), поло и шорты Maje
Данил Ярощук

Сабо и цепочка с кулоном Bottega Veneta, серьги Saint Laurent Paris (все — ДЛТ), поло и шорты Maje

 

Юра: А если бы не фигурное? Чем бы ты занималась?

Лиза: Ну, в балет меня не взяли бы с моим телосложением. (Смеется.) Поэтому я бы пошла на латиноамериканские танцы и профессионально, с головой, ушла бы в них.

Юра: У тебя очень интенсивная жизнь и карьера. Скажи, что у тебя с выгоранием?

Лиза: Для меня выгорание — это опустошение и ситуация, когда нет ни одной сильной эмоции, за которую можно было бы зацепиться. Это момент, когда ты не можешь вступить в тренировочный процесс, все кажется однообразным. Но я умею с этим справляться. Мне хорошо помогает, когда я беру два дня и не думаю о фигурном, переключаюсь. Либо я еду на соревнования, выхожу на старт и чувствую, как приливает адреналин. Да, соревнования — вот мое средство от выгорания.

Юра: Ты иронично называешь себя «фигуристкой бальзаковского возраста». Если серьезно, каким ты видишь свое будущее?

Лиза: Сейчас я хочу одного: попасть на Олимпийские. Это моя цель. Пока я готовлюсь в обычном режиме, не расслабляюсь, работаю — выжму из себя максимум в этом сезоне. А потом, возможно, переключусь на программы, в которых можно будет реализовать шоу. На шоу можно гораздо ярче себя показать, чем в соревновательной программе. Но сначала — Олимпийские игры!

Фото: Данил Ярощук

«Собака.ru»

благодарит за поддержку партнеров премии

«ТОП 50 Самые знаменитые люди Петербурга 2020»:

ДЛТ

старейший универмаг Петербурга и главный department store города

и

ювелирную компанию Mercury

Теги:
ТОП 50 2021 СПБ
Материал из номера:
Июнь
Люди:
Елизавета Туктамышева

Комментарии (0)

Купить журнал: