Режиссер из Новосибирска снял фильм «Свет». Работа принесла автору победу в конкурсе фестиваля «Выборг», диплом Гильдии режиссеров на фестивале «Сталкер» и звание лучшего игрового дебюта на фестивале «Одна шестая». Драма вышла в прокат в феврале, а в июне состоялась премьера в онлайн-кинотеатре Wink. Антон Коломеец — лауреат премии «ТОП50. Самые знаменитые люди Новосибирска» — 2024 в номинации «Театр, кино».
Удивительное ощущение от просмотра вашего фильма — невероятная достоверность: будто хорошо знаком с каждым героем, понимаешь их переживания. Это некий прием?
Достоверность не может быть приемом: это то, к чему мы стремимся в кадре. Хотим, чтобы верили нашему герою. Необязательно, чтобы это был «слепок» с реального персонажа, хотя историю Татьяны, которую играют Елена Яковлева и Даша Коныжева (героиня в молодости), рассказала мне мама. Какие-то детали я сохранил, но придумал свою историю.
К Тане испытываешь тревожную нежность. Она — ранимая, чувствительная, трогательная. Это происходит потому, что вы, режиссер, ее любите — и молодую, и взрослую?
Рассказывать о человеке, в котором не только я, но и зритель узнает свою маму, сестру, родственницу, невозможно без любви. Трогательна не только Таня, но и ее подруга Марина, и другие герои. И в этой истории нет правых и виноватых. Вот семнадцатилетняя Марина яркая, открытая, она влюбилась — и произошла трагедия. Никто не виноват. И она не виновата. Не виновата и Таня в том, что не поняла подругу, хотя всю жизнь носит в себе эту вину. Это история про то, что вроде ничего не произошло, а произошло все. Произошла жизнь.
А кого винить в отсутствии взаимопонимания у поколений? Конфликт неизбежен — они ведь разные: Таня и ее мама, уже взрослая Татьяна и ее сын Митя. Но в основе их отношений — любовь. Татьяна расстроена, что Митя бросил работу. Но это все равно разговор двух очень близких людей. Или мама Тани с дочкой ссорится: та опять «капризничает», а мама устала, у нее самой жизнь не складывается. Представьте сорокапятилетнюю женщину в 1975 году: одна воспитывает дочь, много работает. Мебель, одежда — все в рассрочку, а тут еще дочка устраивает «концерты», которые она не готова принять всерьез. Но когда у Тани случается реальный срыв, и она говорит маме: «Я пустое место!», та понимает, что эти эмоции — уже недетские, и пытается поддержать.
Понравилась простая вроде фраза. Марина говорит Тане: «Жизнь удивительная, волшебная». Марина это поняла, а Тане только предстоит понять: она медленнее созревает как личность.
Так и есть. Они одноклассницы, но Марина — уже молодая женщина. Она что-то знает про жизнь не по книгам, а генетически. Для нее жизнь — это то, что происходит сейчас. Она сама, как речка, течет. Трагедия в том, что такие люди нередко быстро сгорают. А вот недозревшие, перекошенные, как Таня, живут и развиваются. И становятся личностями.
Марина пытается объяснить Тане: «Я теперь все поняла про любовь: и песни, и фильмы, а ты просто пока никого не любила, вот полюбишь — поймешь». Но Таня в тот момент ее не слышит, а видит только соревнование, в котором она проигрывает.
То есть все-таки фильм — о любви?
В центре истории, конечно, дружба, а не любовь. Но что такое дружба? Это тоже форма любви.
Любовь в России — весьма дефицитное чувство. Отношения между людьми часто лишены любви.
Думаю об этом все время. Особенно в последние годы. Мы не умеем быть добрее, теплее друг к другу. Я вдруг стал понимать, что в мире постоянно происходит что-то хреновое. Ощущение, что зла больше, чем добра, и добро не побеждает. В моем фильме нет протагонистов добра и зла. Есть только понимание, что в героине что-то к финалу изменилось. Она приняла свое прошлое. Прошлое — это как кольца дерева. Все они в нас живут.
Фильм снимался в Мурманске. Но есть чувство, что в нем отразился и Новосибирск.
Мои родители живут в Новосибирске. А так как мама — прообраз героини, то я поместил действие в условный сибирский город. Изначально мы хотели часть съемок провести в Новосибирске, но технически это оказалось сложно. Кстати, есть момент: героиня едет на автобусе, объявляют следующую остановку «Проспект Димитрова», а это новосибирская улица, а не мурманская. Я всегда добавляю в фильм что-то личное. Например, в кадре мелькает фотография с моими бабушками и дедушками. В комнате Тани висят работы по дереву, которые мой папа делал в юности: он их прислал — наша художница попросила. Для зрителя все это не имеет значения, но это нужно мне. Вплетая в фильм свою ДНК, я таким образом «приращиваю» его к себе.
И все-таки куда уходит свет?
Никуда. Он трансформируется, меняется в тебе. И меняет тебя. Человеку может даже казаться, что внутри него что-то умерло вместе с чем-то ушедшим. Но оно все равно со временем в нем прорастает. Из потерь и ошибок и складывается человек. Это и есть блуждающий, переходящий свет.
Факты:
Антон Коломеец окончил актерский курс Новосибирского театрального училища и режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Владимира Хотиненко). Пять лет служил артистом в театре «Красный факел».
В фильме «Свет» сыграли актрисы «Красного Факела» — Елена Жданова, Галина Алехина и Ирина Кривонос.
Текст: Константин Исааков
Фото: архивы пресс-служб
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР ПРЕМИИ: Семейный застройщик «Дом Солнца»
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР ПРЕМИИ: БРЕНД ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ La Lunа
ПРЕМИУМ ПАРТНЕР ПРЕМИИ: КОМПАНИЯ «РЫБНЫЙ ДЕНЬ»
Цветочный партнер премии: Сеть цветочных салонов LA ROSE
Туристический партнер премии: Компания Глобус-тур
Партнеры премии:
- Премиум ПАРК
- Сибирская студия камня
Вкусные партнеры:
- БОЧКАРИ ГРУПП (рестораны «Сыроварня», сеть баров-ресторанов «Бочкари», сеть ресторанов «Птичка by Novikov», кондитерские «Nikki Forkin Cakes», караоке-бар «Lep’s Bar»)
- Выездной APEROL Bar
- «ДОБРЯНКА» - магазин русской кухни
- Кондитерская «ЛАСТОЧКА»
- Ресторан паназиатской кухни SABAI BAR
- Сеть Дениса Иванова
- Lambic
Премия проводится при поддержке правительства Новосибирской области и мэрии города Новосибирска.
Комментарии (0)