Третьяковская галерея возвращается в наш город спустя четверть века — директор Новосибирского художественного музея Сергей Дубровин стойко выдержал двадцатипятилетние переговоры по организации этих «гастролей».
Переговоры о том, чтобы выставочные залы столичного музея работали в Новосибирске на постоянной основе, мы начали сразу по окончании последней экспозиции. Да, мы понимаем, что Третьяковская галерея — одна на всю Россию, а художественные музеи есть в каждом областном центре, но наш город имеет все основания претендовать на это. Как известно, в годы Великой Отечественной войны шестнадцать тысяч произведений были эвакуированы из Москвы в Новосибирск, где с 1941 по 1943 не просто хранились бесценные фонды — здесь велась серьезная работа, и был организован филиал Третьяковской галереи.
За эти годы в Третьяковке несколько раз сменилось руководство, и каждый раз нам приходилось начинать переговоры сначала. Да и мы, как принимающая сторона, не всегда были готовы выполнить жесткие требования, необходимые для сохранности художественных произведений во время экспонирования, так как это достаточно серьезные финансовые затраты. Несмотря на все достоинства нашего выставочного пространства, сегодня из десяти тысяч квадратных метров только четыреста соответствуют музейным мировым стандартам, но на этой площади мы можем принимать коллекции хоть из Эрмитажа, хоть из Лувра.
В Москве очень серьезно отнеслись к этому проекту и к нашему городу в целом, так как там очень бережно хранят воспоминания о времени, когда Новосибирск протянул руку помощи, создав в те непростые годы условия для сохранения коллекции. Поэтому главный посыл и цель выставки заключались в том, чтобы показать произведения, бывшие в эвакуации. Конечно, невозможно привезти все, поэтому на выставку «приехали» только тридцать пять картин и две скульптуры. Это работы первого ряда, которые, условно говоря, вчера были в Москве, а сегодня на их местах висят таблички: «Произведение находится на выставке в Новосибирском государственном художественном музее».
Я не могу перечислить все работы, а назвать часть — несправедливо, так как каждое произведение высочайшего уровня. Это Репин, это Васнецов, это Левитан — людям достаточно услышать имена, чтобы понять, что нельзя пропустить это событие. И надо сказать откровенно: мы предполагали, что будет ажиотаж, но не ожидали, что он будет настолько сильным. С одной стороны это очень приятно, с другой — не должно быть нездоровых реакций, как когда-то в Третьяковской галерее срывали двери на выставке Айвазовского. Это неправильно. «Служенье муз не терпит суеты»: каждое произведение нужно почувствовать, понять, оценить, ощутить и впустить в себя, открыв свою душу.
Над большими серьезными проектами трудятся практически все сотрудники музея, и директор — не исключение. Иначе и быть не может, так как в здесь не работают, а служат. Мы делаем все, чтобы самые интересные, значимые события художественной жизни города проходили именно в нашем доме — Новосибирском государственном художественном музее. У драматурга Александра Вампилова есть гениальная пьеса «Прошлым летом в Чулимске». Главный герой в последнем монологе произносит: «Мне это надо». И я смело могу перефразировать эту фразу в «нам это надо». Для нас важно, чтобы именно у нас люди встречались с тем, чего не увидят ни на одной выставочной площадке Новосибирска. Это наша сверхзадача.
Новосибирский государственный художественный музей, 30 марта — 1 июля
Комментарии (0)