Шелковому платку-каре Hermès исполнилось восемьдесят лет. Чествуем юбиляра на выставке в Краеведческом музее и поздравляем с заслуженным статусом произведения искусства.
Каре Hermès не раз играли главные роли в кино в дуэте со звездами: с Камерон Диас — в фильме «Свадьба моего лучшего друга», с Мэрил Стрип — в «Дьявол носит Prada», с Николь Кидман — в «Принцесса Монако», а с Одри Хепберн шелковые «актеры» снялись в трех картинах — «Завтрак у Тиффани», «Римские каникулы» и «Как украсть миллион». Среди поклонниц легендарных платков были замечены Джеки Кеннеди, Грейс Келли, Мария Каллас, Софи Лорен, Катрин Денев, Мадонна, Сара Джессика Паркер, а в 1956 году королева Елизавета II была изображена в каре Hermes на британской марке.
Арифметика экспозиции «Шелковый лабиринт» и по совместительству ее же девиз — восемьдесят к восьмидесяти. И в этих цифрах зашифровано не соотношение сторон, хотя, безусловно, каре имеют квадратную форму, а количество «экспонатов» и возраст самого старшего из них. Именно в 1937 году в Доме Hermes был создан первый экземпляр культового аксессуара, а в 2017 русские коллекционеры, основатели Maison Carre Foundation Александр и Екатерина Цыбины решили явить миру самые редкие платки из своего собрания, показав их в Москве и Петербурге. Коллекция Maison Carre Foundation насчитывает свыше семисот «экспонатов» и включает ранние и редкие каре 1938-1965 годов, платки «на русскую тему» и уникальные дизайны, выпущенные по специальным заказам. Инициатором и идейным вдохновителем выставки в Новосибирске стала Татьяна Широцкая, президент «Альянс-Франсез – Новосибирск»: организовав к пятнадцатилетию компании это мероприятие, она сделала его одним из ключевых культурных событий «Французской весны-2018».
Один из самых редких винтажных каре Hermès «Les Huppes» («Удоды») появился на свет в 1958 году благодаря таланту французского графика Ксавье де Порет. За годы сотрудничества с Домом Hermes художник нарисовал четырнадцать картин-платков с животными и птицами.
Платок-каре «Skyros» («Скирос») посвящен одноименному греческому острову. Он был создан в 1971 году Джулией Абади, а в 1980 году специально к Олимпийским играм — зимним в Лейк-Плесиде и летним в Москве — ограниченным тиражом был выпущен русский ремейк, дизайн которого выбирали представители олимпийского Оргкомитета СССР в штаб-квартире Дома Hermes в Париже.
В названии каре «Grand cortege a Moscou» («Большой парад в Москве») 1992 года читается привязка к России. Вдохновением для автора Мишеля Дюшен стала работа русского художника-передвижника Константина Аполлоновича Савицкого «Парадный въезд в Москву Государя Императора Александра III в день его коронации 27 мая 1883 года». Не менее значимым был и повод для перевыпуска платка через шесть лет — предпремьерный показ фильма Никиты Михалкова «Сибирский Цирюльник», специальные гости которого получили подарок, ставший со временем коллекционной ценностью.
Художник-натуралист Роберт Даллет «написал» каре «Jungle Love» («Любовь в джунглях») в 2000 году. Одиннадцать лет спустя князь Монако Альбер II и его невеста Шарлен Уиттсток заказали двести особенных экземпляров — с монограммой из начальных букв своих имен под короной в правом нижнем углу. Такой подарок молодожены приготовили для гостей на свою свадьбу.
Татьяна Широцкая, президент «Альянс-Франсез – Новосибирск»:
«Впервые я посетила выставку «Шелковый лабиринт» летом 2017 года в Петербурге, где она проходила в рамках Международного экономического форума. Естественно, я была очарована ее идеей и форматом. Особенно меня поразили платки, выпущенные специально к конкретным историческим и культурным событиям, происходящим в мире. Также на меня произвел впечатление тот факт, что эскизы к некоторым каре Hermes были созданы российской художницей Евгенией Мирошниченко. Я осматривала экспозицию, и в определенный момент мой взгляд выхватил слово «Забавушка» на одном из платков, иллюстрирующем собрание русских народных промыслов. Дизайн заворожил превосходной цветовой гаммой, потрясающей прорисовкой. Мне также понравились такие работы, как «Русская Императорская армия», «Путешествие в Россию», «Большой парад в Москве», «Русский алфавит», «Русский балет», то есть сюжеты, которые непосредственно касаются нашей страны. Я настолько была увлечена изучением этих экземпляров, что непременно захотела получить в свою коллекцию каре Hermès на русскую тему. А поскольку я — человек эмоциональный, и люблю делиться своими впечатлениями с семьей, друзьями, коллегами, мне захотелось, чтобы мои близкие увидели эту красоту. Сделав несколько фотографий, я подумала: «Почему бы их не показать нашему городу, ведь каждый платок — это целый мир, произведение искусства». И в тот самый момент я приняла решение — выставке в Новосибирске быть. Уверена, эта экспозиция будет интересна не только почитателям бренда, но и широкой аудитории: она предлагает по-новому взглянуть на традиции и историю знаменитого бренда и представляет собой уникальный ресурс для осмысления взаимопроникновения российской и французской культур».
Новосибирский Краеведческий музей, 18 апреля - 17 июня
Текст: Татьяна Евстигнеева
Фото: архивы пресс-служб
Комментарии (0)