18+
  • Развлечения
  • Искусство
  • Коллекционировать искусство
Искусство

Поделиться:

Знакомьтесь, Леонид Цхэ – многообещающий художник, чья персональная выставка откроется в ММОМА

Петербургский график Леонид Цхэ входит в рейтинг «50 самых заметных молодых художников России», преподает в Академии художеств на Университетской набережной и готовит к открытию в январе персональную выставку в Московском музее современного искусства.

На Леониде: куртка Comme des Garcons,джинсы Maison Margiela (все — «Пиф Паф Supershop»), кроссовки Reebok (ДЛТ)

На Леониде: куртка Comme des Garcons,джинсы Maison Margiela (все — «Пиф Паф Supershop»), кроссовки Reebok (ДЛТ)

Художественная карьера будущего номинанта премии «Инновация» и обожаемого студентами Академии имени Репина старшего преподавателя Леонида Цхэ началась в альма-матер — ровно десять лет назад. В 2007 году Леонид выпустился из мастерской культового ленинградского графика Андрея Пахомова и подвел черту под ремеслом и строгой выучкой — ступил на поле экспериментов. Безукоризненных Гаттамелату и экорше сменили свобода линии, неподдельный интерес к человеческому телу, экспрессия в передаче движений и живописное необарокко. А высвобождение от академических канонов подкрепила работа в издательстве «Детгиз», известном своей первоклассной выборкой прогрессивных иллюстраторов.

Мы советуем срочно приобретать работы Леонида, пока их можно купить менее чем за миллион рублей. Потому что это только пока.

Мы советуем срочно приобретать работы Леонида, пока их можно купить менее чем за миллион рублей. Потому что это только пока.

Однако апогеем отступничества от канонов академизма стало воссоединение Цхэ с бывшими одноклассниками по СХШ — архитекторами Нестором Энгельке и Нестором Харченко и художником Александром Цикаришвили. В 2010-м они собрались в самое мощное на сегодняшний день в городе художественное объединение «Север-7». «В этой компании меня привлекла свобода от зацикленности на идеале: ребята делали такие вещи, которые шокировали и привлекали одновременно», — рассказывает Леонид. В полуподвальной галерее в Никольском переулке — на базе «северян», он устраивает один из своих первых перформансов: «Я рисовал углем хаотичные черные линии на стене в полный рост, а ребята были одеты в белые халаты и изображали профессоров-ученых, наблюдающих за мной как за психом».

«Лера и Олег». Холст, масло. 2017 год

«Лера и Олег». Холст, масло. 2017 год

В ноябре 2015-го на первой персональной выставке «Неопетербург» в Namegallery Цхэ показал полотна с сумбурными городскими сценами. Вибрирующая карандашная линия, полупрозрачные живописные завихрения и размашистые пастельные пятна — по этой манере работы Леонида узнаются моментально. Пейзажи и персонажи замешены воедино. Парки, магазины, задворки и пляжи переходят в силуэты мальчишек, омоновцев, старушек и соратников по «Северу-7». На вернисаже «северяне» стали участниками перформанса и в присущей им ироничной манере пародировали класс по академическому рисунку. А в это время Цхэ делал натурные зарисовки — разумеется, совсем не академические.

«Голова девочки». Бумага, карандаш, тушь. 2016 год

«Голова девочки». Бумага, карандаш, тушь. 2016 год

Новая серия картин «Собственная дача», которую показывают на персональной выставке Цхэ в Namegallery до Нового года, ошеломляет — и демонстрирует, как ловко рисунок Леонида мимикрирует то под вновь актуальную живопись, то под медиаарт. Тонкие контуры парников и коньков крыш проступают из клубов размашистых масляных мазков, лица персонажей размозжены в духе Бэкона, а их тела рассеиваются в пространстве. Инфернальная недосказанность изображаемых сюжетов держит зрителя в оцепенении и позволяет наблюдать безжизненную тягучесть времени.

«Удачный дивертисмент». Холст, масло. 2017 год

«Удачный дивертисмент». Холст, масло. 2017 год

Однако при всем техническом своенравии уход Цхэ от и из Академии оказался невозможным. Сначала его пригласили преподавать технику офорта, затем — рисунок и композицию. При этом и здесь Цхэ остается верным себе. Вечерами, в свободное от учебы время полтора десятка студентов остаются на неформальный класс по перформативному рисунку: «Все происходит спонтанно. Кто-то говорит: „Давайте сегодня порисуем?!“ Да, давайте. Рисуют не только мои ученики — бывает, кто-то заходит со старших курсов или вообще не из Академии. Мы делаем безумные постановки, вместо драпировок берем клеенки, разукрашиваем тела моделей, находим что-то на помойке, берем обломки гипсовых бицепсов. Получаются совершенно невероятные вещи. Ребята из „Севера-7“ — одни из идейных вдохновителей этой истории». Вольная рисовальная манера учителя, безусловно, отражается в работах учеников: та же чувственная диффузия тел, многократное прорисовывание контуров и попытка уловить нетипичные людские позы. Школа Цхэ узнаваема, за подающими надежды графиками нужно как минимум следить, а работы Алисы Гореловой, Леры Кузнецовой, Никиты Кульнева, Татьяны Черномордовой — приобретать уже сейчас на городских ярмарках современного искусства.

В петербургском арт-мире последние эксперименты с совместными штудиями, где ученики перенимают опыт учителя, закончились пятнадцать лет назад в «Новой академии» Тимура Новикова. В случае с Цхэ тоже не обошлось без иронии над академическими условностями. В атмосфере творческой лаборатории, полной абсурда, Цхэ наставляет новое поколение на новый эстетический курс, где линия не фиксирует жизнь, а есть сама жизнь. Тем временем сам Леонид готов дать вольную своей графике: она вот-вот обретет объем — в скульптуре, пластике и перформансе.

Текст: Наталья Карасева

Фото: Алексей Сорпов

Теги:
Коллекционировать искусство
Материал из номера:
Ноябрь, 202
Люди:
Леонид Цхэ

Комментарии (0)

Купить журнал: