18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Поделиться:

Владимир Авдеев: «Вдохновения не жду: проснулся утром — вот и вдохновение»

Член Союза художников России, сценограф представил свои картины и арт-объекты из авторской коллекции «Соло на погибшем инструменте» на персональной выставке «6ОСЕНЬ» в Городском центре изобразительных искусств.

Первую работу для своей коллекции вы создали двадцать восемь лет назад. За эти годы проект не исчерпал себя?
Серия продолжается, правда со временем она видоизменилась: я начинал с живописных произведений на деках, затем появились объемные композиции в технике ассамбляж и арт-объекты. В силу своих интересов соединяю несоединимое — различные пространства и фактуры, что, по сути, является воплощением жизненных контрастов.

Свои полотна к какому жанру относите?
В 1999 году на IV международном салоне в Барселоне неожиданно для себя получил вторую премию за сюрреалистическую живопись, хотя правоверным сюрреалистом себя никогда не считал, а чтобы охарактеризовать свои картины, придумал термин «метафорический реализм».

Любимые художники есть?
В каждой эпохе есть автор, которого я выделяю. Микеланджело, Иероним Босх, Гертген тот Синт-Янс, то есть те творцы, благодаря которым был заложен сам факт существования подсознательной живописи, когда человек изображает не то, что видит, а то, что он представляет, закрывая глаза. Получается, один художник материализует материальное, другой – нематериальное. Я — из последних. Считаю, что человек, который занимается историей и теорией искусства, должен уметь смотреть на вещи с разных сторон. Поэтому хоть я и не большой поклонник беспредметной живописи, но природу ее понимаю.

Вы — сценограф и художник по костюмам: ваши работы входят в международный каталог лучших сценических проектов Stage Design. Как начинали свою деятельность?
В 1934 году в Новосибирском областном драматическом театре шел спектакль «Шестеро любимых» по пьесе Арбузова, который поставил мой отец, — актер и режиссер Александр Тихонович Авдеев. Он работал во многих театрах, в том числе и в «Красном факеле», а я периодически для него рисовал декорации. Сценография — это мое основное занятие с детства.


«В своих работах соединяю несоединимое — различные пространства и фактуры»

Пойти по стопам отца не думали?
Я родился в театре, но артистом быть никогда не хотел, хоть и приходилось — в возрасте четырех лет сыграл в постановке «Зерно риса». Роль была простая: сначала на сцену выскакивает мальчик с криком: «Мама, молоко убежало!» и исчезает. А позже за кулисами у меня была еще одна реплика: «Мама, я купаюсь».

Не зацепило?
Нет, по той простой причине, что актерская профессия требует дисциплины. Хотя в свободной профессии она тоже нужна, но другая — осознанная. В детстве у меня было любимое занятие — насыпал в стакан муку, разводил водой и этим клейстером из газет создавал композиции, что сейчас фактически и делаю. Поэтому вопрос о выборе будущей специальности передо мной никогда не стоял.

Как проводите свободное время?
Если никуда не уезжаю, постоянно нахожусь в студии. Творческих планов много: подрамники стоят, эскизов — папка. Вдохновения не жду: проснулся утром — вот и вдохновение. Отъезды периодически случаются, так как сотрудничаю с театрами в других городах. Недавно вернулся из Омска, сейчас делаю макет для театра в Магадане, плюс скоро новый год — готовлю декорации для сказочной постановки омского ТЮЗа.

Обрисуйте географию своих проектов?
Самая восточная точка — Петропавловск-Камчатский, самая западная — Петрозаводск. В нашей профессии есть такой нюанс: ты работаешь не столько с театром, сколько с режиссером, с которым есть контакт.

Помимо спектаклей и театрализированных шоу на вашем счету — четыре фильма. Расскажите о работе в кинематографе?
В 1984 году я познакомился с известным кинорежиссером Леонидом Сикоруком, автором серии научно-популярных фильмов «Физика для малышей» и «Геометрия для малышей», а я стал художником-постановщиком в четырех выпусках «Астрономии для малышей». Те эскизы, которые я сделал, сейчас хранятся в Музее кино в Москве. В 1985 с Юрием Малашиным на Алтае снимали картину под названием «Тайга». В 1991 Володя Лаптев пригласил меня работать над созданием трехсерийного фильма «Группа риска». Кстати, я даже в нем снимался. Первая сцена: Тамара Акулова выходит из театра, а я иду за ней в роли мужчины, который ей симпатизирует. Следующие кадры – в пивной, затем, соответственно, в вытрезвителе, и после — мы на принудительных работах сажаем деревья в парке. История получилась жизненная, а главное — судьба человеческая прослеживается (смеется). И последняя кинолента – сказка «Книга первых событий» с режиссером Ириной Према, но она еще в процессе монтажа.

На все проекты соглашаетесь?
Отказываюсь редко и только из-за нехватки времени. Да, приходилось работать с не самыми лучшими пьесами, но каким будет спектакль или фильм знает только режиссер. Я стараюсь не употреблять слова «нравится», «не нравится» и «хорошо», «плохо» — для себя поставил на них запрет, таких терминов нет. 


Владимир Авдеев — член Международной организации сценографов, театральных архитекторов и технологов (OISTAT), эксперт Министерства культуры России по вывозу и ввозу культурных ценностей за рубеж и по вводу выявленных объектов культурного наследия в реестр. Окончил факультет истории и теории искусств Уральского государственного университета имени А.М. Горького. Фотография Авдеева «Врата в храм гроба Господня в Иерусалиме» хранится в Русском музее.
Текст: Татьяна Евстигнеева
Фото: Марина Кислицина
Материал из номера:
НСК.Собака.ru октябрь 2017

Комментарии (0)

Купить журнал: