18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Поделиться:

Михаил Казаковцев: Уход от классического стиля дал мне больше возможностей и свободы

Работы новосибирского художника, члена Союза художников России можно увидеть и в Художественном музее Новосибирска, и в «Эрарте» в Петербурге. А еще в музеях Томска, Владивостока, Биробиджана. Но большая часть разлетелась по частным коллекциям в России, Германии, США и Японии. Михаил Казаковцев — лауреат премии «ТОП50. Самые знаменитые люди Новосибирска» — 2024 в номинации «Искусство».

В начале творческого пути вы писали натюрморты, портреты, городские пейзажи, но затем увлеклись абстракционизмом. Почему?

Я окончил архитектурно-строительный институт, где получил хорошую подготовку по рисунку и живописи. Затем самостоятельно начал работать с маслом. Но в 1990-е годы перестал находить в классической технике новые идеи. Возможно, это влияние гиперреализма и фотореализма: в 1980-х мы, молодые художники, с интересом использовали эти приемы. Но мне нравилась другая живопись — эмоциональная, свежая, с необычными цветовыми решениями.

Уход от классического стиля дал мне больше возможностей и свободы. В моих картинах появилось больше цвета, а лет через десять они стали еще более абстрактными. Не могу объяснить, как это происходит. Просто начинаешь писать по-другому. Я всегда делаю небольшие зарисовки в карандаше, эскизы, которые неожиданно могут дать другое направление и заставляют изменить технику.

К портретам тоже потеряли интерес?

Не люблю писать портреты на заказ. Мне больше нравится портрет случайный, когда, допустим, сидим в компании, а ты вдруг берешь карандаш, лист бумаги и делаешь набросок. Или однажды был во Франкфурте-на-Майне с выставкой, мы общались в саду с галеристом Эдвином Бромо и я предложил написать его портрет.

В фильме Бориса Травкина «Портрет художника. Михаил Казаковцев» вы рассказали историю о том, как в студенчестве на спор написали портрет своего друга Анатолия Грицюка с помощью окурка.

Я хотел доказать, что на талант художника и хорошее исполнение не влияют материалы.

И доказали: получился невероятный рисунок — поразительное сходство! Трудно быть художником в XXI веке?

Меня природа и родители одарили талантом, который я эксплуатирую по сей день. Однако для художника главное — иметь не только талант, но и работоспособность, и умение видеть мир. Это дает возможность творить. У меня никогда не было особых мучений в процессе написания картин. Я могу долго готовиться, создавать эскизы, смотреть на белый холст, не зная, что на нем будет изображено даже приблизительно. А потом делаю смелый шаг и в течение короткого времени создаю картину. Но, как и у многих художников, у меня возникал страх перед выставками, когда предстояло показать свои работы.

Судя по количеству выставок, бояться вам приходилось часто…

Раньше я не умел делать экспозиции, поэтому всегда испытывал страх. С годами научился создавать удачные проекты: все делаю сам и с невероятным желанием. Художник же пишет картины, как эгоист, прежде всего для себя, а уже потом все это перекладывает на плечи зрителя. Поэтому все мои выставочные проекты — это удивительное время творчества, какой-то азартной игры. Хотя на такие проекты финансы находить сложно, практически невозможно. Спасибо Анне Васильевне Терешковой — она всегда мне помогала и поддерживала.

Но, как я уже упомянул в фильме, сколько бы времени ты ни потратил, все получается случайно. Если начинаешь чересчур заморачиваться, долго бьешься об стену, ничего хорошего не выйдет. С картинами также. Если не идет, лучше отставить в сторону и заняться чем-то другим.

Много работ отложили?

Не закончил всего четыре картины, но стараюсь этого не допускать. Это как импровизация в музыке: начинаешь писать, и тебя это подталкивает на то, чего ты даже не ожидал.

Работаете под музыку?

Да, это привычка из студенчества. Люблю джаз, рок и другие стили. Единственное — под классику не могу писать, потому что это серьезная музыка, ее надо слушать.

Сколько бы времени ты ни потратил, все получается случайно

В вашей мастерской очень мало картин.

Здесь больше подрамников. В основном, все мои работы приобретены людьми, которым была интересна моя живопись.

Вы когда-нибудь считали количество картин, которое написали?

Около тысячи трехсот, наверное. Это только живопись.

Получается, вы востребованный художник. Ваши картины хорошо продаются?

По-разному. Год назад проходила персональная выставка в ЦК19, где продал несколько работ. Иногда пишу под заказ, но это очень нестабильно. Раньше Юрий Куликов, известный сибирский архитектор, время от времени обращался ко мне, когда создавал интерьеры. Но сотрудничаю с дизайнерами очень перманентно. В целом этот год был непростым — даже выставку пришлось перенести, так как не успеваю подготовиться.

Что за выставка?

Экспозиция была запланирована на октябрь этого года в ЦК19, но по ряду причин решили провести ее в 2025-м. Название выставки — «Джаз и не только». Помимо живописи, планирую создать четыре видео и анимацию.

Наверное, в этом и есть ваш секрет: вы не боитесь использовать современные инструменты.

Мне просто интересно создавать многогранные проекты, ведь музыка, картины, анимация — все взаимосвязано. К примеру, я снял и смонтировал видео к проекту «По ту сторону моря», а талантливый композитор Дмитрий Мазуров написал авторскую музыку и для этого проекта, и для следующего — «Следите за паузами». Инсталляцию из движущихся цилиндров я впоследствии объединил с проектом «Культурный парник», и мы показали эти работы не только в Новосибирске, но и в петербургском музее современного искусства «Эрарта» на моей персональной выставке.

Я пишу картины уже почти пятьдесят лет. Когда ты только начинаешь, у тебя есть определенный стимул показать свои работы себе и другим. С годами нарабатываешь навыки, набираешься мудрости, но запала становится меньше — это закономерно. Поэтому хочется сейчас написать больше картин и сделать больше выставок.

Текст: Татьяна Евстигнеева
Фото: Никита Крамер

 

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР ПРЕМИИ: Семейный застройщик «Дом Солнца»
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР ПРЕМИИ: БРЕНД ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ La Lunа
ПРЕМИУМ ПАРТНЕР ПРЕМИИ: КОМПАНИЯ «РЫБНЫЙ ДЕНЬ»
Цветочный партнер премии: Сеть цветочных салонов LA ROSE
Туристический партнер премии: Компания Глобус-тур


Партнеры премии:

  • Премиум ПАРК
  • Сибирская студия камня


Вкусные партнеры:

  • БОЧКАРИ ГРУПП (рестораны «Сыроварня», сеть баров-ресторанов «Бочкари», сеть ресторанов «Птичка by Novikov», кондитерские «Nikki Forkin Cakes», караоке-бар «Lep’s Bar»)
  • Выездной APEROL Bar
  • «ДОБРЯНКА» - магазин русской кухни
  • Кондитерская «ЛАСТОЧКА»
  • Ресторан паназиатской кухни SABAI BAR
  • Сеть Дениса Иванова
  • Lambic

Премия проводится при поддержке правительства Новосибирской области и мэрии города Новосибирска.

Комментарии (0)

Купить журнал: