Режиссер Юлия Ауг поставила в театре «Старый дом» спектакль-дилогию «Злачные пажити» по мотивам рассказов Анны Старобинец: после премьеры в Петербурге на фестивале «Точка доступа», труппа представляет постановку в Новосибирске.
В основу вашего спектакля легли произведения «Паразит» и «Злачные пажити». Почему решили их объединить?
Для меня один рассказ — логичное продолжение другого, и если «Паразит» отражает наше настоящее, то «Злачные пажити» — возможный вариант будущего, которое нас ждет. Притом, что история, рассказанная Аней Старобинец в «Паразите», мне не кажется фантастической, а наоборот — невероятно достоверной, современной и своевременной — она точно описывает реальность, вплоть до конкретных событий. Перед премьерой в Петербурге для спектакля мы сняли ряд видео-интервью с людьми из очереди к мощам Николая Угодника, которые на тот момент привезли из Бари в Александро-Невскую Лавру. Меня, конечно, поражает, что человечество в двадцать первом веке скатилось в такое оголтелое мракобесие. Люди не готовы интересоваться развитием науки — они с большим удовольствием поверят в чудотворность костей. «Паразит», как раз о том, как церковь присвоила себе научное изобретение, выдав за ангела мутанта — результат экспериментов над неизлечимо больным ребенком, дабы еще больше подчинить себе народ, показав им «чудо». И такая манипуляция сознанием может нас привести в будущее, которое изображено в рассказе «Злачные пажити», где у людей нет ни души, ни права выбора, но есть возможность купить вечную жизнь и молодость благодаря оцифровке воспоминаний, перезаписанных в тело другого человека или животного.
Эскиз спектакля вы поставили на лаборатории «Актуальный театр» в «Старом доме» всего за четыре дня. Пришлось ли дорабатывать его к фестивалю «Точка доступа» и к премьере в Новосибирске?
С этой постановкой произошла удивительная история — практически на девяносто процентов она сложилась во время эскиза. В Петербурге мы в большей степени работали над второй частью — рассказом «Злачные пажити», благодаря чему спектакль стал более монолитным и единым. Поэтому сейчас в названии нет слова «Паразит», однако изначально оно присутствовало.
Жанрово спектакль можно определить как лирический хоррор.
Как прошла премьера в Петербурге?
Фестиваль «Точка доступа» дает возможность спектаклю встроиться в любое нетеатральное пространство. «Злачные пажити» мы играли на сцене старейшего кинотеатра Петербурга — «Лендок», где сохранилась «текстура» тоталитарного времени. А когда архитектура превышает пропорции человека, он на ее фоне кажется, все-таки, насекомым.
В чем ваш интерес к таким проектам, как лаборатория «Актуальный театр»?
Одно дело, когда ты можешь спокойно все разобрать, подружиться с актерами, у тебя есть время завоевать их сердца и увлечь их. А на лаборатории ты должен быть абсолютно готов, сконцентрирован, твоя задача — моментально найти общий язык с труппой. Это формирует умение работать в экспресс-формате и заранее видеть образ спектакля.
Оказались ли готовы к такому эксперименту актеры нашего театра?
Да, абсолютно. Я влюблена в артистов театра «Старый дом». Они — абсолютно бесстрашны, а, на мой взгляд, в актерской профессии это очень важно.
Премьера спектакля «Злачные пажити» состоится 2 и 3 ноября 2017 года в 18.30
Театр «Старый дом», ул. Большевистская, 45
Комментарии (0)