Как воспринимать сегодняшнюю ситуацию? Однозначного ответа нет ни у кого, ведь масштаб кризиса носит всеобщий характер мировой системы. Но одно можно сказать точно: это тяжелые времена, которые попадут на страницы истории. При потенциально увеличивающихся группах издержек будет сложно «переписывать ценники» в сторону роста во многих сферах: услуги, розничная торговля, продукты питания, недвижимость, общепит, мода, туризм и других. Но я оптимист и считаю, что все наладится и вернется на круги своя: и самолеты начнут летать, и рестораны откроются, и путешествия снова станут доступны, и нефть восстановит цену, а следом — и бюджеты будут исполняться с профицитом.
В любом случае такие условия неопределенности стоит воспринимать как новый вызов, и в первую очередь нужно отбросить истерические настроения, заняться строгой оптимизацией бизнеса и выстроить новые концепции работы:
- любыми силами сохранять ключевых сотрудников;
- быть максимально лояльным с партнерами и клиентами (помнить, что лояльность – это не только скидки, но и возможность поднять нематериальную ценность продукции);
- увеличивать «коэффициент гибкости» собственной бизнес-среды;
- рационально подходить к вопросам расходов и экономической безопасности компании;
- более строго относиться к качеству продукции и услуг, ведь расставаться с деньгами населению все сложнее;
- уделить больше внимания онлайн-сфере и прочим «бесконтактным» трендам (но ни в коем случае не привыкать жить в онлайне — живое общение никогда не заменишь доставкой);
- быть готовым к изменению конъюнктуры рынка в любую сторону и вовремя сделать решающий рывок: прорабатывать идеи для будущей, возможно, отличающейся от привычной, реальности.
Существует огромное количество прогнозов развития ситуации, и при всем этом разнообразии мнений нужно помнить, что кризис пройдет, и начнется стадия суперпотребления. Поэтому важно сохранить и сберечь свое дело, не забывая, что жизнь и здоровье сотрудников и клиентов всегда должны быть в приоритете!
Комментарии (0)