18+
  • Город
  • Общество
  • коронавирус 2019-nCoV
Общество

Основатель онлайн-школы Vatutina.online Юлия Ватутина — о кризисе, пандемии и малом бизнесе

Самое страшное в любой критической ситуации — неопределенность и растерянность. Малый бизнес сейчас растерян — непонятны перспективы, нет контроля ситуации, нет понимания, что нужно делать, чтобы пережить кризис, который усиливается из-за пандемии COVID-19. Мы спросили Юлию Ватутину, основателя и спикера школы Vatutina.online, автора курса «Бизнес-модель», что сейчас делать малому бизнесу, чтобы выжить.

Про кризисы

Кризисы цикличны, и они длятся достаточно долго. Мы должны быть к ним готовы. Мы должны их предусматривать, если хотим вести бизнес в России. Иными словами, кризисы не должны становиться для нас неожиданностью, как наступление зимы для российской системы ЖКХ. В данный момент промежуток между кризисами 6 лет, раньше был 8-10. Тенденция такая, что кризисы будут случаться чаще и длиться дольше. Мы можем либо сидеть и печалиться что «в наши-то времена было лучше» и пойти ко дну. Либо адаптироваться к новым условиям и продолжить ведение бизнеса.

Про вирус

Ученые-вирусологи говорят, что вирус может начать неожиданно затихать, но приобрести сезонный характер, как грипп весной. И тогда пандемии и карантины станут постоянными. Пост-апокалипсис? Возможно. И глупо надеяться, что мы сейчас разок пересидим, и больше такое никогда не повторится. Экология год от года лучше не становится, коллективное здоровье - тоже. И такие форс-мажоры тоже необходимо учитывать в бизнесе. Сейчас хорошо тому, у кого уже была отлажена работа онлайн или хотя бы часть ее.

Про людей

Мы все проходим психологические стадии — отрицание (никакого вируса нет, это все заговор властей, чтобы ввести тотальный контроль), гнев (злобные комментарии в интернете по любому поводу, все бесит), торг (а если мы будем сидеть дома, нам за это простят ипотеки и дадут арендные каникулы?), депрессию (все плохо, из такой ж*** мы не выберемся), смирение («Это все отстой, но точно не пипец» (с) Масяня). Стадии могут смешиваться и меняться местами, но пройти их все нужно. Поэтому не запирайте свои чувства. Чем больше вы будете давать им волю, тем быстрее окажетесь на стадии смирения и адаптации. И сможете найти ресурс для того, чтобы вытащить себя из ямы.

В конце концов, когда это у нас государство впрягалось за малый бизнес? Когда вы чувствовали, как вольно и хорошо дышится русскому предпринимателю? Ничего новенького. Прорвемся, как прорывались в 1998, 2008, 2014.


Прорвемся, как прорывались в 1998, 2008, 2014

Про малый бизнес

Меня много спрашивают и участники курсов, и подписчики моего блога - что сейчас делать малому бизнесу? Закрываться-то никому не хочется.

Я советую подумать о клиентах. Им сейчас тоже несладко - у людей тревожность зашкаливает. И ваша задача - в соцсетях, рассылках и других точках контакта по максимуму снимать эту тревожность. Показывайте, как вы обрабатываете, обеззараживаете, протираете и санируете. Докажите, что с вами безопасно.

Можете работать на доставку — доставляйте. Опять же покажите, что ваша доставка безопасна.

Ресторан спасет вкусная еда. Вот прям вкусная. Потому что, когда мы все сидим в интерьерах своих кухонь и атмосферах своих домочадцев (которых порой уже придушить хочется), единственное что важно в доставленной еде — это ее вкус. Потому что невкусно мы и сами умеем (а некоторые и вкусно умеют). Спасет на долгосрочную перспективу только это, а не слезы и шантаж в соцсетях— если вы не закажете у нас, мы тут закроемся и все умрем.

Если у вас контактная сфера — маникюр, педикюр, массаж, и вы приостановили работу - продолжайте заботиться о клиентах. Запишите бесплатное видео «как снять гелевое покрытие в домашних условиях и сохранить ногти». Это для утепление аудитории, для заботы. «Грейте» сейчас — это ваше вложение в потом. Кто-то после карантина закроется, а кто-то не будет знать, куда вписывать клиентов, хоть в ночь выходи!

Частные детские сады, секции, спортивные и танцевальные школы запускают онлайн-трансляции, где воспитатели читают сказки, тренеры проводят занятия, а педагоги преподают математику и учат буквам. И это то, за что родители, измученные счастливым родительством 24/7 готовы платить. Включил ребенку видео и полчаса ты свободен. Можешь успеть поплакать в одиночестве.

Кстати, занятия для взрослых тоже ушли в онлайн - спорт, танцы, рисование и многое другое.


 «Грейте» сейчас — это ваше вложение в потом

Что можно сделать еще? Спросите у своих клиентов. Прямо сегодня напишите посты и рассылки с прямым вопросом к целевой аудитории: «Чем мы можем быть вам полезны? Какие ваши проблемы решить и потребности закрыть? Что мы можем сделать для вас, чтобы не потерять вас как клиентов и не закрыться?». Не надо самодеятельности, не придумывайте сами — ваша голова сейчас затуманена стрессом. Вы можете придумать то, что целевой не нужно, будете вкладывать в это время, усилия, деньги, а окажетесь не там, где хотите. Просто поговорите.

Адаптируйтесь под онлайн. На прошлой неделе на нескольких консультациях я предлагала идеи для выхода в онлайн тем, кого в нем не было, а взамен получала психологическую игру в «да, но». Понимаю, страшно, непривычно, не планировали. Но в субботу трое из эти «сопротивленцев» пришли и заказали сайты, начали организовывать доставку. Помните, нас не спасет никто, кроме нас самих.

Порежьте все затраты. Посмотрите на свою команду. Кто там для того, чтобы помогать вам зарабатывать, а кто для красоты и массовки? Реально ли вам нужен офис или пара недель на удаленке показала, что вы в него ходили, чтобы было куда ходить и с кем пить чай? Вы известны на рынке? Тогда можно уменьшить рекламный бюджет. Если же о вас никто не знает, ни в коем случае затраты на рекламу не сокращайте. Наоборот, за счет рекламы повышайте узнаваемость. Когда люди прильнули к экранам своих мобильных, самое время настроить рекламу по-человечески и привлечь новых клиентов.

Подумайте о социальной ответственности — что вы можете дать людям сейчас бесплатно? Кому можете помочь? Это важно, это ценно и это привлекает. Все мы любим быть молодцами, пусть даже и опосредованно.

Про выход

Когда это все закончится? Я уверена, что не кончится - это только начало, но не кризиса, когда всем будет плохо. Начало глубокой трансформации и глобального передела рынка. На рынке останутся только те, кто могут работать в новых условиях, думать о клиентах, закрывать их потребности. Те, кто остался в советской товароориентированной модели, в которой потребители сметают с полок все, что на них лежит, в новых условиях работать не смогут. Дефицита нет давно - скорее, теперь дефицит потребителей. Клиент правит бал, и бизнес-модель нужно ориентировать на клиента, изменять при необходимости. Чтобы выжить, нужно быть гибким, уметь быстро меняться и ориентироваться на клиента. Об этом я и рассказываю на курсе «Бизнес-модель» и помогаю тем, кто ко мне пришел, строить жизнеспособный бизнес.

Теги:
коронавирус 2019-nCoV

Комментарии (0)

Купить журнал: