Русский инженер запатентовал революционный способ обработки отверстий сложной формы, выполненных из труднообрабатываемых материалов, который может избавить военные и гражданские беспилотные аппараты и легкую авиацию от импортных двигателей.
Почему выбрали профессию инженера?
Инженер – тот, у кого есть особое стремление сделать, пусть небольшой, но шаг в будущее. Я с детства зачитывался журналами вроде «Юный техник». Родители охотно снабжали такой литературой, тем более отец сам работал на машиностроительном заводе, куда его перевели с Дальнего Востока. Я к тому времени как раз окончил школу, поступил в НЭТИ, а после – служил в зенитно-ракетных войсках под Ленинградом.
После армии сразу в науку?
Да, вернулся в институт уже в качестве аспиранта, защитил кандидатскую и стал сотрудником лаборатории «Комбинированных методов обработки», которая занималась различными проектами для нужд гражданских и оборонных предприятий по всей стране. Но начало 1990-х перечеркнуло многое, в том числе был поставлен крест на огромном количестве наших разработок, которые были доведены до готового продукта. Когда финансирование науки практически прекратилось, а люди уходили с заводов тысячами, перспективные технологии остались за бортом рыночной экономики.
Между тем, то, чем мы занимались и продолжали разрабатывать и изготавливать даже в сложных условиях может вывести страну на совершенно новый уровень производства роторно-поршневых двигателей (РПД) для беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Благодаря технологии, которую мы создали и запатентовали, Россия обязана стать мировым лидером в производстве РПД. Специализированные научные институты в своих заключениях указывают однозначно: именно за такими двигателями будущее БПЛА как гражданского, так и военного назначения. Но сегодня все двигатели, которыми снабжаются наши беспилотники, производятся за рубежом, страна тратит на них миллиарды. Министр обороны еще два года назад сообщил: к 2020 году затраты на обеспечение армии БПЛА будут составлять около трехсот двадцати миллиардов рублей, из которых примерно двадцать процентов – это стоимость двигателей. Можно представить, какие суммы уходят заграничным компаниям. Это стратегический вопрос импортозамещения.
В чем преимущества таких двигателей?
РПД превосходит поршневые двигатели по многим параметрам, но главные достоинства для беспилотников: меньший вес и габариты, что позволяет увеличить полезную нагрузку; низкий уровень вибрации – это важно для съемки, требующей высокого разрешения, а также меньшее число деталей и, значит, более высокая надежность и меньшая стоимость. Плюс к этому, большая литровая мощность, работа на различном топливе от бензина и дизельного топлива до водорода и непревзойденный уровень унификации, – возможность объединять роторно-статорные секции РПД в группы, состоящие от двух и до шести секций, что позволяет пропорционально увеличивать мощность двигателя, а также снизить трудоемкость его изготовления.
Такие двигатели создают во всем мире, но в ограниченном количестве. На автомобили их устанавливается только компания Mazda. РПД этой компании были признаны лучшими. Но до сих пор это штучное и дорогостоящее производство. Будь то РПД для беспилотников или мощные автомобильные моторы, одна из основных деталей РПД – статор. Внутренняя поверхность статора имеет форму отверстия, в основании которого заложена сложная фигура – эпитрохоида. Обработка такого отверстия отличается чрезвычайно низкой производительностью и требует использования сложного и дорогостоящего оборудования. Именно это обстоятельство не позволяет ведущим производителям двигателей освоить производство роторно-поршневых машин: двигателей, компрессоров, гидро- или пневмомоторов и других.
Вам удалось решить эту проблему?
Именно. Так сложилось, что Новосибирск – единственный центр в России и в мире, обладающий компетенциями и опытом создания оборудования для массовой и серийной высокоточной обработки эпитрохоидной поверхности – основной детали РПД. Кроме того, разработанные новосибирцами технологии и оборудование позволяют изготовить РПД более экологичным и экономичным. Мы создали три образца станка, последний вариант которого обрабатывает эпитрохоидную поверхность статора с производительностью в двадцать и более раз выше, чем иное оборудование. Наша технология и оборудование прошли промышленное опробование на Уральском автомоторном заводе в 2000 году. Мы получили положительные заключения различных ведомств – в перспективности этих технологий не сомневается никто. К слову, они ложатся и в основу создания нового поколения компрессоров, которые могут использоваться, как тормозные для грузовых автомобилей, трамваев, метро, а также для кондиционеров, тепловых насосов или холодильников. Не говоря об огромном рынке БПЛА и другой технике, для которой необходимы высокоэффективные, надежные и недорогие двигатели. В них нуждается не только армия и аграрии, но и другие отрасли народного хозяйства. В Китае проблема РПД возведена в ранг национальной программы. У нас есть практически все, чтобы опередить и Запад, и Восток, но пока мы стоим на месте. Необходимо создавать производство в окрестностях Новосибирска с участием государства и других инвесторов.
Интервью: Никита Зайков
Фото: Татьяна Новак
Комментарии (0)