Александр БОЙКО
Девелопер, стараниями которого в Новосибирске появились первый апарт-отель Resident и пятизвездочный Marriott, задумал новый проект – парк «Заповедный лес», как сибирский аналог нью-йоркского Центрального парка и Диснейленда.
Почему вы строите исключительно в Новосибирске?
Я в этом городе родился, у меня здесь семья, внуки, прекрасный дом, бизнес – все, чем я живу. Я люблю этот город и, честно говоря, в другом месте себя не представляю.
Но считается, что здесь не очень комфортно, климат не лучший.
С климатом у нас как раз все в порядке. Нынешнее лето – просто фантастика! Да, есть межсезонье, когда дождь и слякоть, но так сбеги куда-нибудь на эти две недели. Зато есть и настоящая зима и настоящее лето.
А комфорт – это твой круг общения и то, что и как ты делаешь. Безусловно, есть места и лучше и красивее, но я уже выстроил свой мир здесь, вокруг себя: были проблемы с топливом – построил лучшую в Новосибирске сеть АЗС, не смог найти приличный офис – построил лучшее офисное здание в России, было стыдно за город – появился Marriott. Это натуральное хозяйство, но оно мое и меня в нем все устраивает.
Проект «Заповедный лес» тоже возник из-за того, что вас что-то не устраивало?
Да. Я уже двадцать лет живу на опушке Заельцовского бора и вижу, как деградирует эта территория – заваливается строительным мусором, вырубается. Поэтому, когда Владимир Городецкий, еще будучи мэром, предложил создать здесь небольшой сквер, я загорелся этой идей. Изучили мировой опыт и выяснили, что в девяноста пяти процентах случаев такие инфраструктурные проекты создаются за счет строительства жилья на сопредельной территории. Так родилась «Жуковка», а рядом с ней сквер.Дальше – больше: а почему только сквер, а не парк? Лес уже есть, кажется – только приведи его в порядок и все. Сделали проект и тут уперлись в проблему: на какие средства, и, главное, – кто все это будет содержать? Для ее решения и создан «Заповедный лес» – общественный фонд, целью которого является создание и развитие лесопарковых территорий. В качестве доходной части была предложена идея создания тематического парка, на налоговые отчисления с деятельности которого можно было бы не только привести в порядок Заельцовский бор, но и содержать его в дальнейшем.
Но такому проекту нужны несколько миллионов посетителей в год, только за счет Новосибирска его не наполнить. Как бы мы не раздували щеки, в мировом масштабе мы – город провинциальный: в радиусе семисот километров проживают всего тринадцать миллионов человек. Для сравнения в Испании на площади в четыре раза меньше – сорок миллионов. Значит, это должен быть парк, в который люди поедут со всей Сибири, от Дальнего Востока до Урала. Ведь в Орландо, где живет всего двести восемьдесят тысяч человек, приехали туда шестьдесят два миллиона туристов в прошлом году. Почему? Да потому что там самый лучший в мире Диснейленд.
Но Новосибирск не похож на туристический город.
Это только на первый взгляд, просто мы в плену стереотипов. Венеция, Рим, Амстердам – что в них есть такого сказочного, что они продают туристу? Болота, развалины, наркотики? Нет, они продают легенду, которую сами и сочинили – историю, архитектуру и толерантность. И нам нужно научиться продавать то, что принадлежит нам по определению. Название нашего города – уже бренд, просто мы привыкли и не замечаем, а это – Сибирь!
Сегодня туристическая отрасль – лидер мировой экономики. Ее консолидированная доля в мировом ВВП почти десять процентов. Туризм давно обогнал автомобильную промышленность, нефтехимию и энергетику, финансовый и банковский сектор вместе взятые.
Анализируя статистику по Marriott и Resident, мы видим, что девяносто восемь процентов гостей города – деловые туристы, тогда как в мире их всего двадцать семь процентов, а по России в среднем – восемнадцать. При этом у нас есть то, что может привлекать людей из других стран и городов: Академгородок, прекрасная медицина, крупнейший в мире железнодорожный музей, огромное количество театров, филармония, орган, лучший в стране зоопарк, появился дельфинарий, в сентябре откроется крупнейший в стране аквапарк, но про это в мире никто не знает.
Нужно развивать туризм и научится продавать то, что у нас уже есть, то, что создаст синергию и загрузит завтра все сопутствующие отрасли – связь, транспорт, строительство, торговлю, общепит, культуру, легкую промышленность и сельское хозяйство.
Срок создания парка – порядка сорока лет. Какие гарантии, что проект будет развиваться вне зависимости от ваших личных усилий?
Сто шестьдесят лет назад в США только на принятие решения о создании Центрального парка ушло десять лет, и еще семнадцать на его создание. С тех пор, из-за непродуманных в начале пути решений, он дважды доходил до деградации, хотя, каждый раз возрождался, благодаря нетривиальным личностям. Но в 1980 году был создан уникальный механизм управления парком и сегодня ежедневно более шестисот волонтеров приходят и ухаживают за ним совершенно бескорыстно – теперь он непотопляем и знаменит на весь мир. Так что не нужно преувеличивать мою роль, нужно просто на старте создать механизм управления парком не завязанный ни на бюджет города, ни на конкретную личность или компанию. Мы пока в самом начале этого пути, но я уже вижу тот интерес к проекту, который позволит ему существовать независимо от меня.
Александр Бойко – владелец холдинга TS Group, создатель успешной региональной сети автозаправок «Трансервис». Его компания построила ряд знаковых зданий в Новосибирске, среди которых престижный бизнес-центр «Гринвич», бизнес-центр «Мост». Сейчас в районе Заельцовского бора реализует проект элитного микрорайона «Жуковка». Стоял у истоков создания партии «Единая Россия», сейчас беспартийный. Первые деньги заработал в четырнадцать лет.
ТЕКСТ: ПАВЕЛ ЮТЯЕВ
ФОТО: СЕРГЕЙ ЧЕРНЫХ
Комментарии (0)