Физик из Академгородка десять лет назад создал в Бердске активно развивающуюся фабрику обоев «Элизиум», продукция которой сегодня представлена во всех крупных торговых сетях от Калининграда до Владивостока.
Почему в качестве своего дела выбрали именно обои?
Я, вообще, из академической школы, работал в Академии наук, и был на передовом краю науки. Но кроме этого я окончил музыкальную школу по классу скрипки, хорошо рисовал, и у меня всегда было желание связать свою жизнь с искусством. Поэтому в 1998 году я начал заниматься обоями – работал с дизайнерами и разработчиками продукции, и размещал заказы за рубежом, а в 2005 году мы вместе с гражданином Китая, моим хорошим другом, запустили завод в Китае. И на этом примере я осознал, что было бы хорошо открыть фабрику здесь, рядом, причем, не столько с точки зрения чистого бизнеса, сколько для воплощения своих идей. Потому что у людей там, за рубежом все-таки другая цивилизация, иное восприятие и мироощущение. Грубо говоря, когда они просыпаются, то у них вокруг все другое – запахи, цвета, звуки. Поэтому, когда я работал с иностранными компаниями, сложность была в том, что им говоришь: «Сделайте это зеленым», и получается не то, что задумывал, потому что у них зеленый и красный – они другие, сочетания цветов они понимают не так.
И, в конце концов, было принято решение здесь в Бердске организовать производство. Есть у меня партнер в Москве, который также принял участие в этом бизнесе. Я съездил на производство в Англию, договорился по поводу оборудования, мы нашли полуразрушенное здание. Но, если продолжать эту историю, то надо сказать, что мы тогда не осознавали всех рисков, которые были на тот момент. И основной из них – это то, что мы начали производственный проект в абсолютном вакууме, прежде всего, в информационном. Не было рынка специалистов, инфраструктуры, рынка сырья и технологий, рынка производственного оборудования, рынка дизайнов, валов, производственной культуры – ничего, полная пустота, и не у кого спросить. И мы запускали оборудование практически самостоятельно, хотя участников и специалистов всего обойного мира мы знаем, контактируем с ними, но это достаточно закрытые бизнесы, тут никто ни с кем ничем особо не делится, так принято.
Ваши личные вкусы как-то влияют на то, что выпускает фабрика?
Безусловно, но кроме моего мнения есть дизайн-студия, отдел маркетинга и определенные правила. Процесс создания нового продукта достаточно длительный, потому что технология сложная, и на каждом этапе есть какие-то ключевые точки, в которых проходит экспертное голосование. Задача не просто придумать образ, но и донести до людей, для этого его нужно облачить в какую-то форму, в определенный стиль, в эффекты и технологии. И только когда у нас на каждом этапе идея получает подавляющее или единогласное ободрение, только тогда мы переходим к следующему шагу.
Есть ли понятие моды в мире обоев?
Конечно, есть, вот буквально сегодня мы уезжаем на международную выставку MosBuild, где будут участвовать все ведущие мировые бренды. Так получается, что российский рынок самый большой и самый интересный и все мировые бренды, все законодатели мод будут.
Какое место занимает компания «Элизиум» в этом профессиональном сообществе?
Обычно судят по доле рынка, но это не единственный и не самый показательный критерий. Помимо него есть еще и динамика, есть технологические новинки, которые ты внедряешь и предлагаешь, есть широта ассортимента. Если смотреть исключительно долю рынка, то мы на сегодня не первые. Но у нас самый большой прирост из всех компаний, а мы являемся участниками мировой ассоциации обойных производителей IGI, и объединения «Рособои», поэтому можем ответственно говорить, что и там и там у нас самые большие показатели роста и по производству, и по продажам. Это с учетом того, что мы – единственная компания, которая была создана с нуля, сравнительно недавно. У нас не было ни иностранного капитала, ни иностранных технологий, ничего, это реальное импортозамещение.
Насколько важны традиции в вашем деле?
Понимаете, производства виниловых обоев в Советском Союзе не было вообще. Для сравнения: в крупных университетах Англии есть отдельные обойные факультеты, студенты готовят свои курсовые и дипломные работы в музеях обоев, например, в Лондоне. Я посещал два таких музея. Соответственно, у них в крови и в ментальности есть понимание того, как же делаются обои, есть знание того, что такое печать – глубокая, высокая, трафаретная, флексопечать, каким образом цвета смешиваются, как происходит цветоделение. Это у них идет еще с тех пор, как были текстильные мануфактуры, у многих кто-то из членов семьи был с этим промыслом связан и сто и двести лет назад.
Вы, как руководитель, авторитарный или демократичный?
Каким меня заставляет жизнь быть, таким и становлюсь. Я в бизнесе с 1992 года, когда пришлось уйти из научного института, но не из науки, зарабатывать деньги. И мне в свое время нужно было сначала самому со всем этим разобраться, потом еще людей научить буквально всему. Понимаете, мы здесь создавали специальности, которых до этого у нас вообще не было: какой-нибудь оператор глубокой или трафаретной печати, оператор тиснильной машины или смешения пластизолей, колорист, специалист по цветоделению и так далее. Поскольку компонентов сырья у нас в стране не делали и не делают, приходится участвовать еще и в этой работе. И после этого я не знаю, как вам ответить, где-то демократичность не работает, а, например, в дизайн-студии очень сложно быть авторитарным, потому что там субстанция очень тонкая.
А еще важно знать, что…
В 2006 году, на момент начала работы компании, у нынешнего здания фабрики «Элизиум» не было крыши, стен, и перекрытий между этажами. В мае того года в Бердск прибыло первое оборудование с закрывающейся фабрики в Англии, восстановление здания и монтаж оборудования шли параллельно. И первые обои собственного производства компания выпустила уже в январе 2007 году. Валерий Моисеенко поддерживает хорошую физическую форму, чтобы снимать стресс, неизбежный в работе руководителя.
текст: Павел Ютяев фото: Сергей Черных
Комментарии (0)