18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

Поделиться:

Заводной бизнес Алексея Прокопова

В интервью редакции «Собака.ru» Алексей Прокопов рассказал, что выходит на новый уровень в бизнесе и строит завод в Саратове. Пока его компания PL BK завоевывает новые города, предприниматель изучает тему резервуаростроения, собирает команду и проектирует станок, аналогов которому в России нет. И, конечно, ставит максимально амбициозную цель — планирует запустить производство всего через полтора года.

Как пришла мысль построить завод? Согласитесь, не самая популярная бизнес-идея.

Я всегда ставил перед собой масштабные цели. Привык действовать, идти вперед, достигать новых высот. И постепенно мой действующий бизнес — компания по сдаче опалубки в аренду — стал самодостаточным. Сегодня процессы настолько отлажены, что мне остается только наблюдать, как PL BK берет новые города. Команда под руководством генерального директора справляется со всеми задачами самостоятельно. Да, приходится решать какие-то вопросы, когда без меня не обойтись, но это настолько редко происходит, что я стал чувствовать себя не у дел. При этом мне неинтересно создавать новую компанию такого же уровня — я знаю, как это сделать, с какими проблемами столкнусь и как их решу.

Нужна новая планка?

Конечно. Поэтому, когда в конце прошлого года я узнал о ситуации на российских заводах, в голове начал вырисовываться план. Проблемы существующих предприятий уже не решить: технологии и оборудование настолько устарели, что единственный вариант — построить с нуля. Так я собрал команду с крупнейших заводов страны и решил создать новый технологичный, современный проект. К слову, Саратов — идеальный город для его реализации. Это центр резервуаростроения, а значит в регионе много профильных специалистов, есть институты по подготовке кадров и так далее.

В каких сферах востребовано резервуаростроение? Что это вообще такое?

Если говорить простым языком, то это строительство резервуаров для хранения нефтепродуктов, сжиженного газа, противопожарного запаса воды, удобрений, мазута, битума, масла и других продуктов биохимической и пищевой промышленности. Кроме того, резервуары используются в технологических цепочках производства. Они востребованы практически во всех областях промышленности: топливной, химической, нефтехимической, добывающей, целлюлозно-бумажной, пищевой, в сфере электроэнергетики… В общем, направление невероятно перспективное. К тому же, из-за санкций экспорт упал, а существующие заводы не покрывают заказы страны даже на пятьдесят процентов.

На каком этапе находится проект?

В процессе реализации. Это не проект будущего, а проект настоящего. Конечно, направление сложное и требует огромных финансовых вложений. И самая серьезная статья расходов — оборудование. Мы проанализировали деятельность крупных российских заводов и спроектировали современный фрезерный станок. Он будет производиться в Минске на заводе МЗОР, и его стоимость — триста пятьдесят миллионов рублей, в то время как у нас на все оборудование заложено пятьсот миллионов. И заказывать его нужно сейчас, а значит и оплачивать счета. Но этот станок станет одним из ключевых и аналогов ему не будет в стране. Гордость берет, что уровень наших специалистов позволяет проектировать такое оборудование.

Вы так легко об этом говорите. Не боитесь вкладывать столь серьезные суммы?

Изначально страх присутствовал. Да и, признаюсь, счет за станок меня ошарашил в первые минуты. Но со временем понял, что найду финансы. Я верю в этот проект. Вижу, какой коллектив нам удалось собрать, когда нанятые сотрудники горят идеей и готовы пахать с утра до позднего вечера без давления с моей стороны.

Когда-то я начинал свой путь в предпринимательстве с открытия шиномонтажки. И сейчас с уверенностью могу сказать: проблемы в бизнесе всегда одни и те же. Просто количество нулей в счетах разное. (Смеется). Я готов к новому этапу. У меня есть силы и энергия. Конечно, это проект другого уровня, в том числе с точки зрения финансовых вложений. Но я знаю, как создать компанию с нуля, организовать процессы, довести бизнес до уровня самостоятельного проекта. За этот год поступало множество предложений — купить готовый бизнес в связи с эмиграцией владельцев или создать новый уровня PL BK. Но через год-два я снова приду к тому, что компания будет приносить прибыль и ноль нового опыта. Скучно.

Деньги — это скучно?

Когда бизнес существует исключительно ради денег — да. Сейчас мои потребности и потребности семьи закрыты. К тому же, нам не нужны яхты и виллы. Если возникнет жгучее желание — друзья покатают. (Смеется). У нас есть квартира, дача, автомобиль, катер. Мы с женой можем дать детям хорошее образование, позволить любые дополнительные занятия и секции. Я насыщен тем, что имею. Но я не насыщен проектами. Да, этот завод принесет прибыль и на порядок выше — деньги всегда приходят, когда действуешь. Но для меня этот проект про новый опыт. Я достиг всего, чего хотел, но на пенсию мне еще рано. Значит, пора выходить на другой уровень. И решать задачи повышенной сложности.

Проблемы в бизнесе всегда одни и те же, просто количество нулей в счетах разное

Трудности, судя по всему, вас не пугают, а драйвят.

Безусловно. Трудностей вообще не стоит бояться. В начале пути я переживал из-за каждой проблемы. Но опыт привел меня к пониманию, что все решается, поэтому не стоит отвлекаться на пустые переживания. И для этого мне не нужно себя обманывать — достаточно оглянуться назад. Помню, первый кассовый разрыв в сто тысяч рублей. Нужно платить партнерам, а денег на оборотных счетах нет, так как клиенты задерживают оплату. Сейчас меня не пугают кассовые разрывы в десятки миллионов. Я знаю, что найду деньги, чтобы вовремя рассчитаться и не подвести других.

И что удивительно: проблемы действительно решаются, и двери начинают открываться. Ведь ошибки и трудности — неизменные элементы любого бизнес-процесса. К примеру, при строительстве завода возникли нюансы с землей. Встретились с губернатором и в итоге нашли контакт и общий интерес — для него важно, чтобы в Саратове появилось новое предприятие такого масштаба. Другой пример — стоимость проектирования завода оказалась в три раза выше, чем мы планировали. Но это нормально ошибаться в расчетах, когда строишь бизнес в новой сфере деятельности. Ненормально, когда одни и те же ошибки постоянно повторяются. Этого не позволяю ни себе, ни подчиненным.

И что делаете?

Бывает, даже кричу. Серьезно. Я живой человек. Но это происходит крайне редко. Если ошибка новая, то, конечно, сотрясать воздух нет смысла — разбираем вместе с сотрудниками, ищем решение, как ее избежать в следующий раз. Но если ситуация повторяется из раза в раз, то в моменте реагирую очень остро. Во-первых, потому что это моя ответственность. Значит, я не все предусмотрел. Во-вторых, потому что не прощаю повторных ошибок, в том числе и самому себе. Один, ну максимум два раза можно наступить на те же грабли. Но если одно и то же раз за разом — впоследствии с таким человеком все равно прощаюсь. Умение делать выводы и брать на себя ответственность — ключевые качества людей, с которыми я готов работать и делать бизнес.

Какие еще характеристики, на ваш взгляд, отличают успешного предпринимателя?

Он действует, не тратит время на сомнения и разговоры. Поэтому все восхищаются Илоном Маском и Ричардом Брэнсоном. Но если оценивать трезво, то их отличает только это. Среди российских предпринимателей тоже есть такие люди. Я бы выделил Сергея Галицкого и, возможно, Михаила Фридмана и Олега Тинькова, хоть и не понимаю его последних решений. Меня не восхищают инфоцыгане, которые делают деньги из воздуха. И мне странно наблюдать, как некоторые серьезные бизнесмены пошли по этому пути. Ведь есть ресурсы и возможности развивать нашу страну, делать бизнес. Мне импонируют люди, которые пашут. Ведь я такой же, как они. Все, чего я добился, я добился, только потому что работал, ночевал в офисе… В отпуске был, наверное, лет пять назад.

У российских предпринимателей есть возможность делать бизнес и развивать нашу страну

Семья принимает такое положение вещей?

Для меня это остается больным вопросом. Конечно, когда я уезжаю в командировки, мы созваниваемся по видеосвязи каждый день. Но я не могу оставить свои амбиции. Раньше жена более ревностно к этому относилась. Сейчас стала спокойнее воспринимать ситуацию и дает мне возможность реализовать свой потенциал. К тому же, она видит, как я горю проектом. Да, на данный момент в приоритете у меня стоит работа. Но я считаю, для мужчины это нормально, так как в любом случае он все делает для семьи — жены, детей, родителей.

Хотели бы, чтобы ваши дети учились за границей?

Зачем? Я считаю, что в России достойный уровень образования. Возможно, ошибаюсь, но это мое мнение. Вообще, за границей не так часто бываю. Нет времени. Хотя сейчас многие специалисты и предприниматели релоцировались в другие страны. Поэтому, возможно, в ближайшее время совместим приятное с полезным и съездим с семьей в Эмираты. Я — по работе, они — на отдых. Но пока некогда. (Улыбается). Жене предлагаю слетать в отпуск без меня, но она отказывается.

Сегодня наш отдых — это поужинать всей семьей в хорошем ресторане, пожарить шашлыки на даче с родителями или покататься на катере. Очень люблю рыбалку, и когда получается выехать с женой и детьми — это двойное удовольствие. Да, так банально и просто. Но в этом мое счастье. Единственное, о чем переживаю — что мало времени уделяю детям. Поэтому всегда, когда возвращаюсь из командировки, везу их в развлекательный комплекс. Младшему три года и ему больше ничего не нужно. Старшему — десять. У него уже появляются новые увлечения. Он хорошо играет в шахматы, а недавно загорелся бильярдом. Для детей всегда стараюсь найти время. Понимаю, что потом будет поздно — они вырастут. Если не могу сегодня — пытаюсь с ними договориться, ищу возможность провести с ними время в другой день, перекраиваю расписание.

А теперь в вашем расписании появились и командировки в Саратов.

Не буду врать: когда нахожусь в Новосибирске, далеко не всегда уделяю детям столько времени, сколько хотелось бы. Нередко возвращаюсь из офиса поздно. Люблю поработать до глубокой ночи, думаю, рисую таблички в Excel, докапываюсь до каждого нюанса — для меня важно, чтобы все было идеально. Мало времени уделяю не только детям. С друзьями детства вижусь раз-два в год. Но они с пониманием к этому относятся, не завидуют, а, наоборот, поддерживают. Это очень ценно.

В целом, мое окружение серьезно изменилось. С каждым годом классных людей вокруг становится больше. Среди бизнесменов есть люди на десять-пятнадцать лет меня старше, к которым в сложных ситуациях обращаюсь за советом. Им нравится то, что я делаю, и они готовы инвестировать в проекты, которые я веду, так как у них есть деньги, но желания заниматься чем-то новым уже нет. А когда общаешься с более опытными бизнесменами, мышление постепенно меняется. Масштаб личности растет. Сейчас у меня есть цель — построить завод, аналогов которому нет в России. Доказать себе, что ничего невозможного нет. Вдохновить других предпринимателей на создание новых предприятий. Это позволит вывести не только свой бизнес, но и страну на новый уровень.

Информационный обзор редакции

Текст: Татьяна Евстигнеева
Фото: Татьяна Новак

Комментарии (0)

Купить журнал: