Замыкая круг первого десятилетия проекта, владелица сети салонов цветов La Rose Елена Лазарева личным примером показывает, что высокую эстетику флористики можно сочетать с продуманной организацией и точным расчетом. Именно поэтому построенный на красоте и гармонии бизнес становится успешным. Кажется, к этому моменту Елена собрала максимум круглых чисел: открывает десятый салон в год, когда исполняется десять лет проекту (и это еще не все), но мы от себя готовы добавить еще парочку: оценка «Собака.ru» — 10/10!
Когда вы начинали свой бизнес, вы старались привозить меньше роз, чтобы показать людям, что есть и другие цветы. Однако сеть назвали La Rose. Почему?
Название компании La Rose создано во французском стиле не случайно. Франция много десятилетий считается законодательницей высокой моды. Именно в Париже зарождаются правила утонченного вкуса и далее становятся тенденциями стиля по всему миру. Кстати, мы первые, кто «поставил» Эйфелеву башню в Сибири, она сразу стала настоящим арт-объектом, а затем, узнаваемым элементом в оформлении наших салонов.
История бренда La Rose в целом схожа с историей зарождения и развития бренда великой Коко Шанель, которая начинала с магазинчика шляп. Мы так же начинали с маленького магазинчика цветов — это было десять лет назад, в 2011 году.
В то время на рынке была мода на розы, особенно, на три розы в целлофане (смеется). Но нам хотелось показать, сколько еще прекрасных цветов есть в мире, и мы стали привозить необычные, экзотические цветы, познакомили сибиряков с новыми сортами роз — пионовидной и африканской розой Протея. Покупатели полюбили пионовидные розы, этот сорт начал набирать популярность и стал появляться и в других магазинах.
Мы первыми в России придумали бирки на букеты, мы стали первыми трендсеттерами брендированного товара в цветах. Сейчас так делают все. Потом от нас же пошла мода на шляпные коробки и транспортировочные коробки для перевозки цветов.
Таким образом, La Rose стал законодателем флористической моды со вкусом французской утонченности.
Сегодня тоже приходится убеждать клиента следовать тенденциям?
В La Rose никогда не убеждали клиентов. Мы с первых дней работы салонов задаем себе высокую планку и постоянно ее поднимаем — тот, кто задает тон, сам постоянно должен совершенствоваться. Единственное, что остается неизменным в La Rose — это качество цветов и следование европейскому стилю в создании букетов. Клиенты это считывают и уже доверяют нашему вкусу.
Что касается трендов, то сегодня в моде эко-стиль, утонченность и минимализм, монохромные букеты, умеренность в оттенках и ощущение того, словно вы только что сорвали букет с клумбы.
Также фаворитами остаются моно, дуо, трио — букеты, составленные из одного, двух, трех видов цветов, правильно собранных и эстетично оформленных.
Расскажите о своем пути в цветочный бизнес.
Путь был крутой, наполненный падениями и подъемами. Знаете, у меня он ассоциируется с «черной» трассой сноубордиста: то канты ловишь, то несешься.
Когда я начинала заходить в цветочную сферу, у меня уже было турагентство и несколько авиа-касс, но мне был маловат масштаб, хотелось чего-то большего. Я чувствовала, что переросла текущий бизнес, хотелось работы на высоких вибрациях и ответа на вопрос: «Как еще я могу дарить радость людям?».
Тогда мы открыли первый цветочный салон La Rose на улице Советской, 55 и все клиенты турагентства, друзья, корпоративные клиенты с удовольствием стали нашими постоянными покупателями.
Цветочные салоны только внешне кажутся обычным «девочкиным» бизнесом. Это ошибочное впечатление. Здесь так же, как и в любом бизнесе с серьезным подходом, важна опора на аналитику, выстроенная стратегия и прогрессивная команда.
Цветы — скоропортящийся товар. Приходится жить и работать на высоких скоростях. Такой ритм гармоничен для вас?
О, да цветы — это самый скоропортящийся товар. Если бы десять лет назад я знала все проблемы этого бизнеса, то я бы крепко задумалась об открытии.
Работать приходится не просто 24/7, а даже 25/8! Голова работает постоянно в режиме аналитики и круглосуточном состоянии: как сделать еще лучше и круче?
Но у нас крутая команда и я горжусь каждым, потому что наш бизнес — это не для слабонервных.
Знаете, один раз я пришла домой и говорю мужу: «Все я увольняюсь. Я больше не могу!». Он ответил: «Хорошо. Сходи в отпуск на неделю и посмотри, как ты будешь жить без своих салонов в обычной жизни».
И я за неделю поняла, что вот эта жизнь на высоких скоростях — это мое. Мои взлеты, падения, мои горькие слезы поначалу, мой внутренний рост со всеми трудностями и радостями — это и есть моя яркая и насыщенная жизнь.
Салон в «Москва-Сити» — это успешный проект или работа на имидж? Есть ли позиции, которые востребованы в Москве, а в Новосибирске их игнорируют?
На мой взгляд, не совсем корректно сравнивать опыт управления салонами в Новосибирске и в Москве. По ментальности, по уровню и динамике жизни это полярно разные города. Для меня, La Rose в Новосибирске — это история бизнеса, его зарождение и путь становления. La Rose в Москве — это другая история, про амбиции, новый опыт, выход на новый этап развития. И про имидж в том числе.
В Москве люди яснее понимают соотношение «цена и ценность»: они готовы платить за необычные, несезонные сорта цветов, их не пугает цена. Большинство москвичей осознают, что они покупают не просто цветы (лютики и розы), а сортовые, например, ранункулюс, пионовидную розу, чаще заказывают экзотические цветы и растения, привезенные из разных стран — это априори не может стоить дешево.
Но нужно понимать, что в Москве расходы на содержание и развитие бизнеса в разы больше, чем в региональном ритейле, и конкуренция намного выше. После появления салона La Rose в Москве работа в Новосибирске кажется спокойной и размеренной.
В этом году компании исполнилось десять лет. Расскажите о главных достижениях за эти годы.
За десять лет мы создали в трех городах цветочный бренд La Rose, который завоевал сердца многих людей. Сейчас это семь салонов в Новосибирске, один в Барнауле и один в Москве. Скоро откроем в Новосибирске десятый юбилейный салон, который будет радовать наших любимых покупателей.
Но самое главное — мы наработали колоссальный предпринимательский опыт, никогда не копировали кого-то, а создавали новое на рыке: брендированный товар, много новых рекламных фишек (одна из самых популярных и копируемых — это цветочные композиции на столиках ресторанах в виде рекламы). А наши красиво оформленные фасады — это же тысячи счастливых клиентов, сотни фотографий с благодарностями, что мы украшаем город.
«La Rose — это больше, чем цветы», так говорят наши клиенты. Мы создали бренд, который остается трендсеттером цветочного рынка.
Последние два года можно без преувеличения назвать «новой реальностью». Насколько вашей компании и вам лично комфортной в этом новом мире? Как пришлось менять бизнес-стратегию и в целом жизненный сценарий в связи с глобальными переменами? Какие уроки и ценный опыт вы получили за это время?
Знаете, я люблю пословицу: «Если не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним», а дальше — действуй! В этом моя сила, как предпринимателя — я всегда извлекаю опыт из сложившейся ситуации, нахожу опору — что мне этот опыт дал, после чего разворачиваю ситуацию в сторону роста. Так произошло и в пандемию, мы не только сумели сохранить все салоны, но и открыть новые и продолжаем расти.
Пандемия задала общемировую тенденцию — люди резко и массово перешли в онлайн. Конечно, мы не могли остаться в стороне и стали быстро перестраивать свой бизнес на онлайн-формат. Смена фокуса на онлайн повлекла за собой создание колл-центра, построение новой стратегии продажи, корректировка маркетинговых инструментов и усиление сервиса.
Я люблю китайскую поговорку: «Кризис — это возможности», поэтому извлекаем уроки и идем дальше.
Сегодня в самых разных профессиональных сферах на первый план выходит концепт «личного бренда». В какой мере эта тема важна для вас? Как бы вы охарактеризовали тот образ себя, который транслируете людям?
Меня не привлекала активность в соцсетях, важнее было действовать и проявляться в реальной жизни. Времена меняются, приходят новые тренды. Один из них — построение личного бренда. Людям стало важно видеть того человека, который стоит за созданием продукта, услуги, бренда в целом. Для покупателя теперь интересен бизнес «с человеческим лицом» и ценностным подходом.
Мне откликается такая тенденция, потому что моим девизом в любой сфере жизни всегда остается: важно быть, а не казаться. Я не создаю специальных образов, я транслирую то, какая я есть.
История моего «личного бренда» началась задолго до его популяризации. Я приехала из маленького городка в Узбекистане, поступила в институт на бюджет по специальности «менеджмент», устроилась в S7 сама, выросла до ТОП-менеджера, открыла тур агентство, потом цветочную сеть, параллельно встретила мужа и родила троих сыновей. Я — про счастье и гармонию, про самореализацию и про то, что человек всего может достичь, если у него есть желание.
Благодаря онлайну, я просто начала открываться миру — в этом и есть мой личный бренд.
И сегодня на моей странице я делюсь с людьми своим позитивом и энергией, показываю часть своей жизни, которая состоит из гармоничных отношений в семье, моей самореализации на работе и в жизни. Плюс я закончила обучение коучингу, учусь дальше на бизнес-коуча и сейчас выступаю в роли ментора для многих людей, особенно для предпринимателей.
Сейчас вы регулярно выкладываете разноформатные посты и в личном аккаунте. С чем связана эта активизация в контексте social media? Что вам дает общение с подписчиками? Как выбираете темы для постов? Как в целом относитесь к «эффекту» соцсетей, делающих жизнь более публичной?
Знаете, у некоторых мировых коучей есть метод «большой пятерки». Мне же всегда нужно делать все вдвое лучше, поэтому у меня получается «большая десятка»!
10 лет я проработала в S7, 10 лет существовало турагентство, промежуток между рождением двойни сыновей и третьим сыном — 10 лет, бренду La Rose в этом году исполнилось 10 лет и мы открываем десятый салон! Эти достижения дают мне силу и решимость пойти в новый уровень развития себя, как личности, при этом сохраняя и развивая все, что есть.
Честно говоря, у меня нет цели становится публичной персоной, поэтому специально посты и сториз я не придумываю. Сейчас я выхожу на новый для себя уровень — менторства: транслирую то, чем наполнена моя жизнь, делюсь опытом создания и масштабирования бизнеса.
Эффект соцсетей я пока сильно не почувствовала, для меня присутствие в них все еще больше похоже на эксперимент. Я все-таки за то, чтобы в человеке было содержание, результат его деятельности, чтобы слова не расходились с делами.
Как удается совмещать напряженную работу и семейные обязанности?
Я долго к этому шла, но все-таки пришла к правилу, что на первом месте я сама (мое здоровье, спорт, моя самореализация, мое хобби), на втором месте муж (наши отношения, общие цели, еженедельные свидания,) потом дети (они считывают сценарий поведения родителей, поэтому нам важно, чтобы у нас в паре все было в гармонии).
Я не типичная девочка, так мне говорит мой муж. Мне нравится работать, нравится учиться, я хочу развиваться во всех сферах — и как мама, и как жена, и как дочь, и как личность Елена Лазарева. Поэтому я расставила приоритеты и держу фокус на главном, отсекая то, что мне и моей семье не важно, не дает энергии, не развивает.
В каждой семье свой фокус внимания: кому-то важно, чтобы мама готовила, убирала, возила в школу, уроки делала с детьми и в кружки водила. Мы с мужем обсудили, что важно ему, и что важно нашей семье, остальное я делегирую.
Возникали ли ситуации, когда приходилось преодолевать трудности, идти против системы, или жизнь и бизнес в потоке — это про вас?
Я считаю быть предпринимателем — это уже каждый день преодолевать трудности. Удерживать столько лет розничную сеть в лидерах — это гигантская ответственность владельцев компании и колоссальный труд всей команды! Можно создать успешную бизнес-модель, а потом сдаться через пару-тройку лет, поэтому 90% бизнесов не выдерживают рыночной турбулентности. Быть бизнес-лидером, задающим тренды на Сибирском рынке флористики, и при этом с каждым годом повышать уровень доверия клиентов к бренду — это не про мифическое «быть в потоке», это кропотливая и упорная работа.
Жизнь в потоке существует, наверное, только в отпуске. Все остальные дни ты плывешь против течения, периодически выплывая из этого круговорота.
Цветочный бизнес эстетичен и красив для клиента, для создателей — это сумасшедший по ответственности и трудоемкости ритейл.
Но важное другое, что на протяжении десяти лет мы делаем людей счастливыми, мы слышим их благодарности и видим их улыбки — это ли не счастье? Когда ты, преодолевая очередные сложности не опускаешь руки, а воспринимаешь это как точки роста, и идешь, словно взбираясь в гору, а потом поворачиваешься назад и видишь, что все не зря.
Елена Лазарева
Сеть салонов цветов La Rose
Текст: Прохор Завадский
Фото: Татьяна Новак
Образ: Aldo Coppola
Стиль: бутик женской одежды «Монако»
Комментарии (0)