Выставка "Viva Familia" из цикла "Петербургские семьи" посвящена петербургской художественной династии Харшаков-Корниловых. Экспозиция познакомит посетителей с деятельностью Петра Корнилова (1896—1981) — искусствоведа, заведующего отделом графики Русского музея, зав.кафедрой истории искусств Высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной и творческими работами Александра Харшака (1908—1987), Игоря Корнилова (1926—1987), Андрея Харшака, Наталии Корниловой, Мити Харшака и Алисы Харшак. Выставка приурочена к шестидесятилетию Заслуженного художника Российской Федерации, известного петербургского графика, Андрея Харшака.
Основатели династии — историк искусства Петр Евгеньевич Корнилов и художник Александр Исаакович Харшак познакомились в графической мастерской Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств (ВАХ), которой тогда руководил П. А. Шиллинговский. П. Е. Корнилов, возглавлявший во второй половине 1930-х годов Кабинет графики при Научно-исследовательском институте ВАХ, имел большой опыт музейной работы и впоследствии стал одним из главных авторитетов в области графического искусства, педагогом и организатором многих начинаний в художественной жизни Ленинграда. А. И. Харшак, чьи произведения стали классикой изобразительного искусства советского периода, пришел в Академию, чтобы совершенствовать свое мастерство после окончания Художественно-промышленного техникума. И сейчас в семье среди многих реликвий бережно хранится нагрудный знак об окончании Императорской Академии художеств, принадлежавший П. А. Шиллинговскому. Мэтр подарил его своему младшему другу — Петру Евгеньевичу, а тот, в свою очередь, Александру Исааковичу — в память о любимом Учителе. В 1947 году, когда у каждого за плечами были тяжелейшие испытания войной и блокадой, П. Е. Корнилов рецензировал дипломную серию офортов А. И. Харшака «В борьбе за Ленинград», благодаря которой художник уверенно вошел в искусство.
Сын П. Е. Корнилова Игорь Петрович Корнилов закончил архитектурный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, впоследствии преподавал в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной, где вместе с И. А. Ваксом и Л. С. Катониным активно занимался разработкой системы профессионального образования в области дизайна.
Две известные в художественном мире фамилии объединились в 1973 году благодаря семейному союзу художников-графиков Наталии Корниловой и Андрея Харшака.
Поводом для выставки "Viva Familia" послужило предстоящее в июне шестидесятилетие Андрея Харшака, художника, чьи творческие интересы не ограничиваются непосредственно графикой. Он автор многих научных публикаций, преподаватель, организатор художественных выставок.
Активно действующий художник, он мог бы представить обширную персональную экспозицию к юбилейной дате, однако Андрей и Наталия решили, что показ культурных истоков как фундамента их достижений будет более значимым событием. Н. И. Корнилова и А. А. Харшак — представители одной школы, они закончили графический факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина по мастерской книжной иллюстрации под руководством профессора Г. Д. Епифанова. Тем не менее их творческие методы очень сильно различаются. А. А. Харшак идет от конкретики, от всестороннего изучения материала, от реальности любых изобразительных элементов, в то время как Н. И. Корнилова — художник импульсивно-импровизационный. Ее сюжеты можно было бы охарактеризовать как театральную фантасмагорию, в какой бы технике она их ни воплощала, будь то рисунок, акварель, монотипия или офорт.
"Viva Familia", 5 - 22 июня
Петропавловская крепость
Невская куртина
Государственный музей истории Санкт-Петербурга
при поддержке Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга
Комментарии (0)