ОТКРЫТЬ СПИСОК ВСЕХ НОМИНАНТОВ
наука и жизнь
Кинорежиссер и основатель благотворительного фонда содействия решению проблем аутизма создала первый в России центр поддержки взрослых людей с аутизмом «Антон тут рядом». Минувшим летом на Елагином острове прошел одноименный фестиваль, ставший самым массовым благотворительным мероприятием в нашем городе.
В интервью «Собака.ru» два года назад вы сказали, что одна из главных проблем помощи аутистам — невозможность определить масштаб проблемы. Она решена?
Нет, к ее решению мы даже не приблизились. По-настоящему статистику ведут в Америке и в Англии, там на это тратятся огромные деньги. На их данные ориентируются другие страны, они приняты Всемирной организацией здравоохранения как доказательные. И вот по ним со стопроцентной уверенностью можно говорить об эпидемии: если в 2008 году каждый 150-й ребенок рождался с аутизмом, то сегодня — каждый 68-й. Нет никаких оснований думать, что у нас дело обстоит иначе.
Что изменилось за два года?
В декабре 2013-го мы открыли центр «Антон тут рядом» (по названию документального фильма Любови Аркус об Антоне Харитонове, мальчике-аутисте. — Прим. ред.) и стали думать, какой шаг должен стать следующим. Кабинеты ранней диагностики? Допустим, мы бы добились, чтобы они были в каждой поликлинике. Но вот мама выходит из такого кабинета с диагнозом, поставленным ее ребенку, — и каков ее маршрут дальше, куда ей идти? Тогда мы открыли программу обучения родителей детей с аутизмом Early Bird. В этом нам очень помог фонд Натальи Водяновой «Обнаженные сердца». Благодаря его экспертам психологу Татьяне Морозовой и неврологу Святославу Довбне наши специалисты получили дополнительное сертифицированное образование и ведут эту программу. На сегодняшний день мы обучили четырех специалистов, а всего в программу можно взять шесть семей на три месяца. То есть пока мы можем помочь очень немногим, это только начало.
Что это за специалисты?
Первый, кто необходим ребенку-аутисту, — врач-психиатр. Его задача — поставить диагноз: важно отличить аутизм от какого-нибудь другого ментального нарушения. И дальше очень аккуратно и осторожно корректировать его состояние специальными препаратами, если они действительно нужны. Это функция психиатра, и она небольшая. Ключевые специалисты для ребенка с аутизмом — психологи и педагоги, которые осуществляют психолого-педагогическую коррекцию. При отсутствии речи — логопеды. Всегда хороши арт-терапия, музыкальная терапия, но это уже более факультативные вещи.
Вы не раз говорили о выдающихся способностях детей-аутистов.
Гениальных детей среди аутистов процентов десять. Другое дело — у огромного количества аутичных людей есть какие-то уникальные, пусть, возможно, и бесполезные способности. Не обязательно в области искусства, но выявить эту способность — возможность подтолкнуть его развитие. Когда ребенок-аутист чувствует себя ни к чему не пригодным, когда его окружают неудачи — а так всегда бывает, если он ниоткуда не получает помощи, — его накрывают всякие другие нарушения. Зато если он чего-то достигает в одной области, в нем начинают развиваться и все остальные.
Почему из всех видов человеческой деятельности полезнее всего в помощи аутистам оказалось именно искусство?
Почти всегда оно — наилучший для них способ достичь успеха. Это по-другому устроенные люди. Например, они могут не владеть техникой рисования, но они нарисуют так, как никто не нарисует, — благодаря тому, что у них совершенно иное восприятие мира. Вот у нас есть Катя Нечаева. Ей в детстве ставили диагноз «имбецильность», чуть ли не «идиотия». К нам она попала, когда ей было уже тридцать лет, — и через какое-то время она в первый раз в жизни заговорила! Правда, очень тихо, но ее мать впервые услышала слово «мама». У нее была речь — внутри, и эту речь надо было достать. А потом Катя стала рисовать, из нее буквально вырвалась живопись. И сейчас мы на аукционе продали ее картину за шестьдесят тысяч рублей.
На сайте центра в разделе «Персоны» — то есть попечители и те, кто с вами сотрудничают, — в основном люди искусства. Потому что они эмоционально, душевно отзывчивее или просто это ваши друзья?
По обеим причинам, и не мне судить, какая важнее. Да, я наработала за жизнь какое-то количество друзей, и они, конечно, помогают. Все началось с того, что Авдотья Смирнова под впечатлением от фильма «Антон тут рядом» и под влиянием личных обстоятельств решила создать благотворительный фонд. Это фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход». Он финансово наполовину обеспечил открытие нашего центра, и сейчас мы называемся «Выход в Петербурге», получаем ежемесячную помощь. Но вообще «Выход» — федеральный фонд, Дуня находит деньги для многих проектов в стране. И у нее очень большая работа с государством: она бесконечно встречается с большими чиновниками и продвигает какие-то системные решения. В этом разница между нами: у меня нет таких ресурсов, мне, чтобы попасть к местному вице-губернатору, надо, чтобы со мной пошел Сокуров, иначе меня не примут.
А Александр Николаевич Сокуров ходит?
Да, он добивается встреч с начальством, и мы ходим на них вместе. Мало того, он на аукционе продал очень ценные личные вещи, и это обеспечило несколько месяцев работы нашего центра. Очень помогает Рената Литвинова. Причем я не просила, это была ее инициатива. Она тоже устроила аукцион, продала дизайнерские платья, которые были сделаны для ее фильма «Последняя сказка Риты», и на эти деньги мы тоже прожили четыре месяца. Потом она приезжала сюда к ребятам и была феей на новогоднем балу, что, естественно, привлекло большое внимание к нашему центру. А иногда она просто переводит деньги. Композитор Леонид Десятников в пользу центра прочел лекцию о Чайковском в нашем Благотворительном университете, который мы придумали вместе с Леной Грачевой, координатором фонда AdVita. Очень боюсь не упомянуть кого-то из моих товарищей. Уж не говорю про журнал «Сеанс», все сотрудники которого работали на открытие центра.
Вы не собираетесь менять профессию?
Ни в коем случае! Если я сменю профессию — я умру. У меня лежит отснятый материал двух фильмов, и еще третий в голове. А кроме того, если я уж совсем прижму себя к тротуару и перестану быть критиком, киноведом, режиссером, главредом журнала «Сеанс» — вообще ничего не смогу сделать для центра. Если сейчас у меня что-то получается — это во многом благодаря тому, что я остаюсь в своем кругу и весь этот круг помогает.
Благотворительный фонд «ВЫХОД В ПЕТЕРБУРГЕ»
ИНН 7813291528 КПП 781301001 ОГРН 1137800004748
www.outfundspb.ru
Особняк ван Гильзе ван дер Пальса Один из первых образцов стиля модерн был построен архитектором Вильямом Иогансеном для мужа его сестры Генриха ван Гильзе ван дер Пальса. Совладелец резиновой мануфактуры «Треугольник» был также почетным консулом Нидерландов. С 1939 года представительское здание стал занимать городской военный комиссариат. В роскошных залах располагаются музей, конференцзал, приемные, а жилые покои переоборудованы в рабочие кабинеты военных. В интерьерах особняка в 1988 году снимался фильм Олега Тепцова «Господин оформитель». |
Текст: Дмитрий Циликин
Фото: Алексей Костромин
Стиль: Вадим Ксенодохов
Визаж: Анна Красненкова
Благодарим за помощь в организации съемки Военный комиссариат Спб и лично Сергея Пирогова
Комментарии (0)