Раньше всех к новому году накроют столы в Эрмитаже. В синей спальне Зимнего дворца открывается выставка «Сентиментальное путешествие. Веджвуд в России»: тарелки, миски, кофейники и супницы, многие — с характерной эмблемой в виде лягушки.
Историю фарфора можно написать в разных жанрах: сделать из нее ветвистый детектив, или стремительный авантюрный роман, или что-нибудь для дам, скажем, о душевных муках алхимика, томящегося в четырех стенах замка Иф. Однако веджвудская история — сюжет особый. Тут на память приходят сентиментальные романы Чарлза Диккенса, в которых даже хеппи-энд не всегда уравновешивает горести, поразившие героя на пути к благополучию.
Дело было так. Джозайя Веджвуд родился в семье гончара. Отец умер, когда мальчику исполнилось девять. Джозайя был младшим отпрыском, поэтому ему пришлось стать подмастерьем у брата. В одиннадцать лет бедняга перенес оспу, давшую осложнение и поразившую колено. Он больше не мог работать с гончарным кругом. Брат отказался сделать Джозайю деловым партнером, а родители любимой девушки обещали дать согласие на брак только после того, как жених докажет материальную состоятельность. Парень не прыгнул с горя в омут головой. Он взял и доказал. Упорно изучал химию, оказался способным — и с ходу придумал ряд усовершенствований и новых технологий изготовления посуды. 1 мая 1759 года 29-летний Веджвуд открыл собственную мануфактуру и начал производство особого, покрытого нежной глазурью, «сливочного» фарфора, который впоследствии приглянулся королеве Шарлотте и получил название «Королевский».
В 1764 году Джозайя женился-таки на своей кузине (той самой любимой девушке), в 1766-м «имел честь быть назначенным гончаром ее величества». В 1768-м ему ампутировали больную ногу. Годом позже открылась новая фабрика, к которой прилагались дома для рабочих, школа для детей и другие полезные мелочи.
Джозайя продолжал экспериментировать с видами сырья, глазурью, химическими добавками и изобретал все новые и новые рецепты фарфора. Некоторые и сейчас остаются секретом фирмы. Так, появился «Черный базальт» — состав на основе египетской глины, хорошо подходивший для изготовления декоративных подсвечников и ваз, имитирующих древнюю этрусскую керамику. Родился и «Яшмовый фарфор», он же «Джаспер», который отличался необыкновенной прочностью, окрашивался в различные цвета — от черного до нежно-голубого и фиалкового.
Однако российская императрица Екатерина II предпочла «Королевский фарфор», и в 1773 году заказала Джозайе огромный сервиз для Чесменского путевого дворца. Через год гарнитур был получен: роскошный ансамбль, украшенный видами старой Англии — сельскими и городскими пейзажами, жи- вописными замками, аббатствами и особняками. На каждом из предметов красовался герб — маленькая зеленая лягушка. Это милая шутка мастера: финское название Чесмы — Кекерекексинен, то есть «Лягушачье болото».
Тот самый сервиз и станет ядром грядущей выставки, так что публика сможет совершить путешествие по Британии, не покидая Зимнего.
Эрмитаж, Синяя спальня, с 8 декабря 2012 до 31 марта 2013
Текст: Екатерина Гиндина
Комментарии (0)